Рассмотрение дел в хозяйственном суде

Председатель хозяйственного суда Гомельской области Н.А. Данченко является также председателем Гомельского отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов». В 2002 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Республики Беларусь». Награждён Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь, Почетной грамотой Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
С учетом актуальности экономических споров в настоящее время, необходимостью информирования граждан о важных вопросах отправления хозяйственного правосудия мы предлагаем читателям районной газеты интервью с председателем хозяйственного суда Гомельской области Николаем Анатольевичем Данченко.


— Николай Анатольевич в современных экономических условиях небезынтересно обратиться к результатам работы хозяйственного суда. Может быть, Вы подскажете пути недопущения финансовых потерь, связанных с разрешением споров в суде, субъектами хозяйствования?


— Прошедший год был напряженным в работе хозяйственного суда. Только в порядке приказного производства рассмотрено 658 дел, а в порядке искового производства — 5850 дел (в основном, это споры по расчётам за продукцию, работы, услуги). При этом постановлено к взысканию более 344 млрд. руб. Реальностью настоящего времени является строжайшая экономия денежных средств предприятиями и организациями. Поэтому во избежание неоправданных потерь, связанных с разрешением споров в хозяйственном суде, субъектам хозяйствования следует, обращаясь в суд за взысканием задолженности в порядке приказного производства, а при рассмотрении им гражданско-правовых дел в исковом производстве, использовать процедуру посредничества. Кроме того, рекомендую субъектам хозяйствования при рассмотрении споров о взыскании неустойки (пеня, штраф) чаще заявлять ходатайства суду об уменьшении подлежащей взысканию суммы. Все это поможет сэкономить лицам, участвующим в деле, значительные денежные средства.


— Расскажите, пожалуйста, какие преимущества у приказного производства перед исковым?


— Приказное производство — это упрощенная процедура взыскания задолженности в случае её бесспорности, т.е. когда должник долг не оспаривает, но в силу каких-то обстоятельств не уплачивает его в добровольном порядке. Главными его преимуществами являются: намного меньший размер госпошлины, уплачиваемой при обращении в хозяйственный суд с заявлением о взыскании задолженности в порядке приказного производства, нежели чем при обращении с исковым заявлением (максимальный размер госпошлины в приказном производстве составляет 175 тыс. руб.), наикратчайший срок рассмотрения дела (определение о судебном приказе выносится в срок не более 20 дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства). И потом, дело в порядке приказного производства, в отличие от искового, рассматривается без вызова сторон в суд, что предотвращает несения ими таких затрат, как транспортные и командировочные расходы.
Таким образом, наличие письменных доказательств, подтверждающих признание должником долга (например, акта сверки расчетов, письмо должника), позволяет наиболее удобно и выгодно взыскать задолженность.


— Разъясните, что собой представляет процедура посредничества и, чем она установлена?


— Глава 17 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) предусматривает урегулирование спора в порядке посредничества, которое производится посредником. Посредником может быть должностное лицо хозяйственного суда, обладающее необходимой квалификацией. Посредники назначаются судом с согласия сторон в течение 10 дней со дня поступления в суд искового заявления. В хозяйственном суде Гомельской области назначено 5 посредников. В результате достижения соглашения и урегулирования спора в порядке посредничества между сторонами заключается мировое соглашение, и производство по делу прекращается.
Собственно, институт посредничества появился не так давно, однако уже успел зарекомендовать себя с положительной стороны. Главным его преимуществом является возврат истцу 50 % уплаченной им государственной пошлины.
Кроме того, урегулирование спора с участием посредника дает возможность сохранить между сторонами доверительные отношения и продолжить деловое сотрудничество; переговоры назначаются в удобное для сторон время; урегулирование спора уже возможно после первых переговоров, в сроки меньшие, чем судебное разбирательство дела; услуга посредника сторонами не оплачивается; эта процедура влечёт минимальные расходы; проходит в форме посредничества «за круглым столом»; даёт возможность индивидуальной беседы с посредником, что исключено при судебном разбирательстве; обеспечивает конфиденциальность сведений, которые стали известны посреднику в ходе урегулирования спора; выработку сторонами наиболее приемлемого варианта урегулирования спора путем заключения соглашения.


— Николай Анатольевич, скажите, а как быть той стороне, которая не согласна с решением, вынесенным хозяйственным судом?


— Сторона вправе обжаловать решение суда первой инстанции в вышестоящие судебные инстанции. Истец или ответчик в течение 15 дней после принятия постановления, оплатив госпошлину, вправе подать в апелляционную инстанцию хозяйственного суда Гомельской области апелляционную жалобу с указанием доводов, по которым он считает принятое постановление подлежащим отмене. Форма и содержание жалобы должна соответствовать требованиям ХПК РБ. В случае же несогласия с постановлением апелляционной инстанции, в течение месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления можно подать кассационную жалобу в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее — ВХС РБ).


— Скажите, пожалуйста, а можно ли сразу обратиться в Высший Хозяйственный суд Республики Беларусь?


— Нет. В июле 2008 года в ХПК РБ был внесён ряд изменений и дополнений. Так, одной из причин возврата ВХС РБ кассационной жалобы, является неподача жалобы в апелляционную инстанцию без уважительных причин.


— Как часто хозяйственный суд рассматривает дела с участием граждан и какие?


— В исковом производстве хозяйственный суд довольно часто рассматривает дела с участием граждан — индивидуальных предпринимателей. Примерно в каждом пятом деле, в суде стороной в споре выступают именно они. Это различные категории споров, но чаще всего — это споры о взыскании задолженности по договорам поставки, оказания услуг, выполнения работ и по договорам аренды. К индивидуальным предпринимателям также предъявляются требования о взыскании налогов, сборов и иных обязательных платежей. Обычные граждане крайне редко выступают стороной в деле, в основном это споры, вытекающие из учредительства коммерческих организаций.
Что касается дел об административных правонарушениях, то такие дела в большинстве случаев рассматриваются в отношении граждан и индивидуальных предпринимателей, и их достаточно много.


— Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.


— Дела об административных правонарушениях рассматриваются по материалам, направленным уполномоченными государственными органами. В основном такие материалы поступают от районных налоговых инспекций. Самым распространенным административным правонарушением, совершаемым гражданами, проживающими в различных районах нашей области, является осуществление незаконной предпринимательской деятельности, за что законом предусматривается ответственность в виде наложения штрафа с конфискацией дохода, полученного от такой деятельности. Граждане, привлеченные судом к административной ответственности за данное правонарушение, были не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, и с целью получения доходов осуществляли заготовку (хранение, транспортировку) лома черных металлов; занимались розничной торговлей различными товарами (игрушками, петардами, фруктами, ягодами и т.д.) в разных местах; производили перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Надо сказать, что суд вправе освободить правонарушителя от административной ответственности, в том числе при малозначительности совершенного правонарушения. И такие случаи нередки в судебной практике.


Записала Светлана МОТОРНАЯ.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK