Бллада о женской стойкости

65-летие освобождения Беларуси

Говорят, у войны не женское лицо… Война — это беда, кровь, смерть. Какой силой и мужеством необходимо обладать, чтобы противостоять этому! Но сердца женщин были полны отваги, они сражались наравне с мужчинами, стойко переносили ранения, пытки, невосполнимые потери. Пулеметчицы, зенитчицы, связистки, разведчицы, партизанки… Любое дело было по плечу молодым, казалось бы, совсем хрупким и нежным созданиям. А сколько их работало в медицинских службах! Сколько их прошло дорогами войны! Многие исторические фотографии о войне навсегда запечатлели светлый образ девушек с санитарной сумкой. Именно они оказывали первую медицинскую помощь раненым на поле боя, на своих хрупких плечах выносили из-под обстрела обессилевших от ран солдат.
Такая судьба досталась и Елене Архиповне Сивуха, жительнице деревни Городок. Здесь она жила со своими родителями и до войны. В 15 лет девушка решила собственным трудом зарабатывать себе на хлеб. Пешком отправилась в Речицу, где устроилась на работу. Но Великая Отечественная война изменила судьбу Елены. В то время формировался фронтовой госпиталь, где нужны были врачи, медсестры, санитарки. Девушка без раздумий отправилась в самое пекло войны.
Юность — прекрасная пора для любви, романтических свиданий. Но война, как говорит Е. А. Сивуха сейчас, «съела» всю молодость. Судьба уготовила ей участь спасать человеческие жизни, день и ночь видя чьи-то невыносимые страдания.
Санитарный поезд следовал вместе с войсками нашей армии, — рассказывает женщина. — Проехав Россию, Польшу, мы оказались в Германии, не доехав до Берлина всего 30 км. Работать приходилось сутками. Поспав всего каких-то пару часов, и то сидя, вновь шли к раненым. Порой от усталости немели руки, поднималась температура, но мы не сдавались, день и ночь бегали по вагонам, спасая солдат.
Елена отличалась от других своих подруг быстротой, подвижностью, бойкостью, ловкостью и храбростью. «Диву даешься, откуда только берутся силы в этом хрупком создании», — говорили многие. А еще у нее было большое открытое сердце. Боль каждого раненого она пропускала через себя, поэтому ей, как никому другому, были близки страдания солдат. Она умела утешить человека. Придет в палату, посидит, поговорит с больными, поможет письмо родным написать, даже пошутит иной раз — глядишь, и солдатики повеселели. Может, за это и нравилась им молодая санитарочка. Раненые нередко говорили, что у нее легкая рука, от прикосновения которой утихает боль.
А как тяжело было слушать по ночам стоны и крики раненых солдат, — продолжает рассказывать Елена Архиповна. — Даже во сне снились лица мучающихся от боли людей. А сколько их умирало! Каждое утро, как дрова, приходилось сортировать живых и мертвых. Это зрелище разрывало нам сердца, казалось, и сил больше нет видеть все это. Но нужно было брать себя в руки и выполнять свой долг.
В Германии фронтовой госпиталь простоял 2 года. Молодые девушки жили в то время на квартирах у немцев. Елена со своими двумя подружками поселилась у немки Эльзы. Первое время хозяева не спускали глаз с «гостей». Проверяя на честность, хозяйка разбрасывала по дому деньги и наблюдала за реакцией девушек.
Мои подруги сглупили и найденные марки забрали себе, — вспоминает Елена Архиповна, — а я позвала Эльзу и отдала деньги ей. С тех пор хозяйка мне стала доверять, не боялась оставить меня без присмотра одну в квартире. Подружкам, конечно, пришлось искать другое жилье. А с Эльзой мы даже подружились. Она все хотела, чтобы я вышла замуж за ее сына. Но я отказалась. Ведь и без этого кавалеров хватало. Были среди них и врачи, и подполковники, и капитаны, многие предлагали замуж. Даже после войны один из них приезжал из Москвы в Городок. Хорошим человеком он был, работал в то время в комендатуре. Кто знает, может, и согласилась бы я тогда уехать с ним, но меня не оказалось дома, а он не дождался.
После окончания войны Е. А. Сивуха еще некоторое время работала в госпитале. Тогда она и встретила своего будущего мужа, который вместе со своим отцом попал туда же на лечение. Родом он оказался из Речицкого района. Поженившись, молодая семья обустроилась в Речице. Но вскоре женщину все-таки потянуло в родные места. Муж был уже слаб, семь ранений и одна контузия в годы Великой Отечественной войны давали о себе знать. Поэтому Елена Архиповна очень рано стала вдовой. В Городке пришлось самой строить дом, растить и поднимать на ноги двоих сыновей. Работать женщина пошла на винный завод, хотя не раз предлагали ей место в больнице. Но после всего пережитого и увиденного на войне ей тяжело было опять испытывать чувства, переживания, глядя на страдания больных.
Сейчас Е. А. Сивуха живет одна. Дети давно создали свои семьи и обосновались в Гомеле. Но не забывают они свою мать-старушку. Почти каждые выходные дом Елены Архиповны наполняется голосами. Съезжаются не только сыновья, но и внуки, правнуки. Не раз дети звали мать к себе, но та все отказывается. Несмотря на свой возраст, женщина не только самостоятельно справляется со своим незатейливым хозяйством (козочками и курочками), но и остается энергичной, бодрой женщиной. Однако, кто знает, какие страшные раны и рубцы увидели бы мы, если бы смогли заглянуть в ее душу. Встречаясь с такими людьми, воистину восхищаешься их стойкостью и мужеством, благодаря которым в годы войны были спасены сотни тысяч раненых и больных.


Текст и фото Аллы Голик.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK