Солдатский долг Василия Семенченко

65 лет. История Победы


В преддверии великой даты – 65 годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, мы вновь обращаемся к нашей истории, к годам военного лихолетья, вспоминаем тех, кто в ожесточеных сражениях отстоял свободу и независимость родной земли. Подвиг, свершенный народом в годы Великой Отечественной войны, является символом его величия, примером любви к Родине, преданности долгу. И сегодня он объединяет не только нас, белорусов, но и все народы бывшего Советского Союза.


Василий Алексеевич Семенченко является уроженцем Ростовской области, но его военные дороги пролегли через Беларусь. На фронт был призван 27 июня, боевое крещение получил в районе станции Жабинка. За плечами сержанта Семенченко были годы срочной службы в Красной Армии и получение военной специальности — минометчик. Здесь и пригодилась его военная выучка. Был назначен командиром 120-мм миномета. Сполна хлебнул он горечь отступления первых дней войны. Василий видел, как один за другим враг занимал белорусские города, видел горящие деревни, горе и страдания обездоленных людей. Вспоминались сыновья, старшему из которых исполнилось четыре года. Это потом он узнал,что его Анну, как жену красноармейца, и детей трижды водили на расстрел. Спасали добрые люди. С каждым днем всё больше горела ненависть к врагу у минометчика Василия Семенченко, крепли мужество и отвага. Ему суждено было стать освободителем белорусской земли — от берегов Днепра до восточной окраины Бреста.
В августе 1941 года он был тяжело контужен под Рогачевом. Полгода ничего не слышал, не мог разговаривать. После выздоровления был зачислен командиром орудия 76-мм пушки в 111 полк 55-й стрелковой дивизии, с которой связан его дальнейший боевой путь.
Когда под Старой Руссой были тяжело ранены командир батареи и командир взвода, артиллерист Семенченко не растерялся. Он взял на себя командование взводом и продолжал бой. Пехотинцы, получившие приказ об отступлении, видя сражающихся артиллеристов, заняли вместе с ними оборону и продержались до подхода подкрепления. После этого боя Василий Алексеевич Семенченко был назначен заместителем командира батареи, вскоре ему было присвоено офицерское звание.
Также храбро воевал он в сражениях Курской битвы. Метко разили фашистские танки артиллеристы взвода младшего лейтенанта Семенченко. Вот уже горят 5 танков врага. Фашисты дрогнули. Вперед пошли наши танки. К одному из них Василий Семенченко подцепил орудие, и вместе они прорвались через траншеи противника. В упор вел артиллерист огонь по врагу. За этот бой он был награжден орденом Отечественной войны I степени.
С боями прошел лейтенант Семенченко Курскую, Орловскую, Сумскую и Черниговскую области. В боях на территории Украины был награжден орденом Красной Звезды. В сентябре 1943 года 55-ая стрелковая дивизия вошла в состав 61-ой армии и первой вышла к Днепру в районе Лоева. В своих воспоминаниях Василий Алексеевич писал: «Мы вышли к Днепру во второй половине дня. Слева от нас посреди реки был небольшой остров, который занимало боевое охранение немцев. Предлагаю комбату обстрелять и по возможности атаковать. Комбат запретил не только стрелять, но и громко говорить, пока не будет установлена связь со своими. Солдаты нервничают, ругаются, немцы «прямо под носом», а тут такой приказ. Видим, в вечерних сумерках немецкая лодка отчалила от берега к острову. Ребята разбили ее одним орудийным выстрелом. За такое самовольство мне здорово влетело».
И все же попытка форсировать ночью Днепр в районе Лоева сорвалась. На следующий день был совершен бросок южнее, дивизия сосредоточилась в районе Любеча. Шла усиленная подготовка к форсированию реки. Переправа началась в ночь на 16-е октября. К рассвету в небе появились бомбардировщики, штурмовики и истребители. Они били врага на правом берегу и прикрывали переправу. К утру два полка уже сосредоточились на другом берегу. Вместе с пехотой переправилась артиллерия, но на поддержку танков рассчитывать не приходилось.
Впереди была белорусская земля, вся в ранах от взрывов бомб и снарядов. Здесь с боем брался каждый метр земли. Был отвоеван крошечный плацдарм на правом берегу, но никак не удавалось оттеснить противника от Днепра на правом фланге дивизии. Там располагался опорный пункт врага — деревня Деражичи.
Перед командованием 55-й стрелковой дивизии стояла задача расширить плацдарм и овладеть Деражичами. 17 октября после 30-минутной артиллерийской подготовки дивизия пошла в наступление и, прорвав линию обороны, овладела господствующей высотой. Враг отчаянно сопротивлялся, неоднократно предпринимал контратаки при поддержке танков, пытаясь вернуть её. Но брали верх беззаветная отвага, мужество и стойкость воинов-днепровцев.
Немецкие танки вышли на позиции батареи. Под их прикрытием враг пошел вперед. Командир огневого взвода В.А. Семенченко остался один у орудия. Он заряжал, наводил и вёл огонь по танкам врага сам. До последнего снаряда, до последнего патрона сражались бойцы 55-й стрелковой. Порой вражеские солдаты врывались в траншеи. В ход шли гранаты, автоматы, штыки и приклады.
Четыре дня, истекая кровью, держали они небольшой участок Лоевской земли на берегу Днепра. И только 21 октября с левого берега ударили тяжелые орудия, авиация бомбила Деражичи. В атаку пошли переправившиеся ночью танки. В ночь на 22 октября этот населённый пункт был освобожден. Тогда ещё артиллерист Василий Семенченко не знал, что он в числе шести воинов дивизии был удостоен звания Героя Советского Союза.
Василий Алексеевич писал: «Теперь я душевно был удовлетворен, как-будто искупил вину за отступление 1941 года». Он радовался не только успеху форсирования Днепра, но и тому, что в числе первых вступил на белорусскую землю как освободитель. В. А. Семенченко также участвовал в освобождении белорусских городов: Брагина, Мозыря, Калинкович, Петрикова, Пинска, Лунинца вплоть до самого Бреста, только с ещё большей ответственностью, так как был назначен командиром батареи. Свой боевой путь он продолжал в составе Прибалтийского фронта.
После войны Василий Алексеевич Семенченко возвратился на свою малую Родину, в город Морозовск. Там он жил, трудился, воспитал троих детей. Земляки помнят его как человека скромного и справедливого. Он всегда скупо говорил о себе, а больше о боевых товарищах. С чувством какой-то вины рассказывал о первых месяцах войны.
В Лоев на встречу воинов 55-ой стрелковой дивизии он прибыл не один. Вместе с ним приехал старший из сыновей — Виталий. Его воспоминание об отце хранится в музее.
Василий Алексеевич в послевоенные годы вёл переписку с однополчанами, проживающими в Гомеле, неоднократно встречался с ними. Их навеки породнили фронтовые пути-дороги.


О. Кравцова, сотрудник музея битвы за Днепр.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK