Война — это её молодость и судьба

Твоя люди, Лоевщина


— Любка! Занеси-ка старшине обед, а то останется голодным! — нарочито громко прокричала повариха-хохотушка. И когда молоденькая зенитчица, заливаясь краской, покорно понесла миску к столу, добавила: — Да гляди, не теряйся! Он — жених завидный!
От таких слов, вызвавших всеобщий хохот на привале, Люба готова была сквозь землю провалиться. А старшина — ничего, поглядел на зардевшуюся девушку, да и говорит: «Она и так моей женой будет».
Может быть, и не совсем так всё было, но что-то очень похожее происходило с Любой Сорокиной в далёком 1944 году. Старшина — наш земляк Алексей Ефимович Мамстов — ещё раньше заприметил девушку, да вида не показывал.
…До войны, в свои семнадцать лет, Люба работала воспитательницей детского сада. Очень уж ей нравилось возиться с малышами, обучать их обычным житейским премудростям и, в то же время, учиться самой.
Война. Она, проклятая, враз заставила повзрослеть, научила бороться с голодом и холодом, выживать, когда сердце разрывалось от боли потерь, ценить каждую минуту свободы и мирной тишины.
Оккупация населённых пунктов Ростовской области была недолгой, но она навсегда оставила горестный след в душе. На фронт вслед за мужчинами пошли и многие девушки. Так в мае 1943 года Люба Сорокина покинула родные края. В вышитой кофточке и чёрной юбке — самой лучшей одежде, которая осталась в гардеробе, — явилась девушка на призывной пункт. И только доводы подружки о том, что ехать придётся в товарном поезде, заставили Любку переодеться. В Ростове, где формировался женский артиллерийский полк, девчатам пришлось учиться и строевой подготовке, и точному выполнению команд. Всего несколько месяцев было отведено на спецучёбу, а потом — присяга и чувство гордости за военную форму. Но даже тогда они точно не знали, что такое война и как далеко она уведёт их от дома.
Девушкам было поручено охранять от налётов стратегические объекты. Слова «Тревога! Заряжай! Огонь!», как и приказ «Стоять насмерть!» стали обычными для них, двадцатилетних солдаток. Девчонки старались не поддаваться страху и лихо заправляли зениткой. Любкин младший брат, ставший свидетелем работы зенитного противовоздушного дивизиона во время одного из налётов, долго не мог поверить, что его сестра так умело заправляет пушкой среди неимоверного грохота.
Дежурство по кухне входило в обязанности зенитчиц так же, как и содержание в полной готовности закреплённого оружия, несение караульной службы, хождение посыльной через чужие леса. Там часто можно было услышать весёлые шутки солдат, особенно, если выпадали минуты затишья, заприметить, как неуклюже пытаются оказать внимание мужчины понравившимся девушкам-санитаркам, телеграфисткам и, конечно же, зенитчицам.
И хотя впереди ещё были долгие месяцы военного лихолетья, между героями нашей публикации с каждым днём всё ярче разгоралась вспыхнувшая искорка влюблённости. Мимолётные нечаянные встречи со временем переросли в свидания, на которые командование смотрело с пониманием. А вскоре и долгожданную победу они вместе встретили в немецком городе Штуттгарде. Там и свадьбу сыграли — настоящую, фронтовую.
Воспоминания о войне — это тяжёлая и, вместе с тем, трогательная страничка жизни в семье Мамстовых. Война — это их молодость и судьба. Любовь Васильевна бережно хранит в своём сердце светлую память о муже, которого уже больше десяти лет нет рядом с ней.


Не так давно Любовь Васильевна Мамстова отмечала очередную годовщину со дня своего рождения. Шутка ли, 85 лет исполнилось женщине, прошедшей через войну. Эту замечательную новость сообщил нам Н.Н. Прудник, председатель районного совета ветеранов. Через газету Николай Николаевич от совета ветеранов поздравляет Любовь Васильевну с днём рождения, желает здоровья, радости, всего доброго и светлого. К этим пожеланиям присоединяемся и мы. Мира и благополучия Вам, дорогая наша зенитчица-радистка.


Людмила КРАВЦОВА.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK