Неделя Торжества Православия

С заботой о душе


Неделя Торжества Православия. Именно так называется в церкви первое воскресенье Великого поста. Это название пришло к нам в первой половине IX века в память окончательной победы православной Церкви над иконоборческой ересью. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, было неприкосновенно до VIII века. Иконоборчество возникло в самой Греции и распространилось по многим странам. Более чем 100 лет верующие боролись за право изображать на иконах Христа Матерь Божью, святых и молиться им. С точки зрения иконоборцев между иконой и языческим идолом нет никакой разницы, и человек, поклоняющийся иконе, поклоняется дереву и краскам. Согласно такой логике мы носим с собой портреты любимых людей из-за странного влечения к фотобумаге.
Чтобы понять, почему иконопочитание не является язычеством, вспомним, что апостол Павел определяет суть язычества, как поклонение твари вместо Творца (Рим. 1,25). Итак, всюду, где человек почитает творение своих рук или мысли, космические стихии или иную, не божественную духовную реальность как Высшее и Животворящее Начало – там язычество. Язычество и там, где мир вместо того, чтобы быть ступенькой на пути к Богу, становится в глазах человека любим и поклоняем вне связи с Творцом.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из заключения и восстановлены на прежних должностях иконопочитатели. А иконоборцам было предложено или отказаться от своих заблуждений или покинуть места церковного служения. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!».
Константинопольский патриарх Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин Торжество Православия. В XII и XIV вв. оно было значительно дополнено за счет текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми ересями и расколами когда-либо существующими. В ней утверждается не только иконопочитание, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.
Особое место в службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
В России чин Торжества Православия был введен в XIV в. при митрополите Киприане. Чин совершался в кафедральных соборах после часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси без упоминания имен еретиков. А в 1869 г. из чина были удалены имена государственных преступников. Предание анафеме не является проклятием и может быть при достаточных основаниях снято. Важное значение имеет для Русской Церкви отмена анафемы старообрядцам в 1971 г. Каждый человек, созданный по образу и подобию Божию, является тоже своего рода иконой, но не безусловно, а при желании уподобляться Христу через исполнение заповедей. В этом благом деле да поможет всем нам Господь в дни Великого поста и в сей светлый праздник Торжества православия. Аминь.


Андрей ШИХАЛОВ, настоятель собора Святой Живоначальной Троицы г. п. Лоева, протоиерей.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK