Экономические споры разрешимы

Хозяйственный суд


Юридическая грамотность руководителей государственных и частных предприятий в вопросах разрешения споров с помощью законодательства с каждым годом увеличивается. Об этом говорит факт роста количества экономических споров, разрешаемых в хозяйственном суде Гомельской области. Более подробно об этом нам рассказал председатель хозяйственного суда Гомельской области Николай Данченко.


Для справки:
Н.А. Данченко — председатель хозяйственного суда Гомельской области, председатель Гомельского отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов». В 2002 году присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Республики Беларусь». Награжден Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь, Почетной грамотой Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.


— Николай Анатольевич, какими тенденциями характеризовалась деятельность хозяйственного суда в 2009 году? Изменились ли приоритеты в работе в нынешних условиях?


— Ушедший 2009 год отмечен небывалым количеством рассмотренных судом исковых заявлений, которое почти в два раза превышает количество рассмотренных дел за каждый из последних трех лет. Такой стремительный рост числа обращений в хозяйственный суд можно объяснить следствием сложной экономической ситуации, которая привела к неплатежеспособности многих субъектов хозяйствования. Так, в 2009 году хозяйственным судом Гомельской области с участием субъектов г.п. Лоева и Лоевского района в порядке приказного производства рассмотрено 37 дел, в порядке искового производства — 99 дел.
Как и прежде, сегодня наиболее остро стоят вопросы экономии денежных средств субъектов хозяйствования в целях восстановления и поддержания их платежеспособности и финансовой устойчивости. Во избежание неоправданных потерь, связанных с разрешением споров в хозяйственном суде, субъектам настоятельно рекомендуется обращаться в хозяйственный суд за взысканием задолженности в порядке приказного производства, а также использовать процедуру посредничества. Кроме того, следует обратить внимание субъектов хозяйствования на возможность при рассмотрении споров о взыскании неустойки (пеня, штраф) заявлять ходатайства суду об уменьшении подлежащей взысканию неустойки. Вышеуказанные меры помогут сэкономить сторонам, участвующим в деле, значительные денежные средства.


— В чем же всё-таки заключаются преимущества приказного производства перед исковым?


— Приказное производство — это упрощенная процедура взыскания задолженности в случае ее бесспорности, т.е. когда должник долг не оспаривает, но в силу каких-то обстоятельств не уплачивает его в добровольном порядке. Одно из главных его преимуществ — это, во-первых, небольшой размер госпошлины, максимальный размер которой в приказном производстве составляет 5 базовых величин (175000 руб.). Во-вторых, срок рассмотрения дела не превышает 20 дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства. В-третьих, дело рассматривается без вызова сторон в суд, что предотвращает несение обеими сторонами таких затрат как транспортные и командировочные расходы.
Таким образом, наличие письменных доказательств, подтверждающих признание должником долга (например, акта сверки расчетов, письмо должника), позволяет наиболее выгодно и оперативно взыскать имеющуюся задолженность.


— А что собой представляет процедура посредничества и в чем заключается ее эффективность?


— Процедура посредничества применяется хозяйственным судом в целях оказания помощи сторонам в установлении фактических обстоятельств возникшего между ними конфликта; достижения понимания сторонами реалистичности и юридической обоснованности их позиции в конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений; выяснения, сопоставления и сближения их точек зрения о путях разрешения спора; поиска и рекомендации порядка разрешения конфликта, устраивающего обе стороны.
Главным преимуществом процедуры является возврат истцу 50% уплаченной им государственной пошлины из республиканского бюджета при урегулировании сторонами хозяйственного спора в порядке посредничества без судебного разбирательства.
Посредники назначаются хозяйственным судом из числа должностных лиц суда с согласия сторон в течение 10 дней со дня поступления в суд искового заявления.
Урегулирование спора с участием посредника дает возможность сохранить между сторонами доверительные отношения и продолжить деловое сотрудничество; переговоры назначаются в удобное для сторон время; урегулирование спора возможно уже после первых переговоров, и в сроки меньшие, чем судебное разбирательство дела; процедура влечет минимальные расходы для сторон; услуга посредника сторонами не оплачивается; процедура проходит в форме «круглого стола», в ходе которой стороны могут напрямую общаться друг с другом; возможна также индивидуальная беседа с посредником, что исключено при судебном разбирательстве; конфиденциальность сведений, которые стали известны посреднику в ходе урегулирования спора; выработка сторонами наиболее приемлемого варианта урегулирования спора путем заключения соглашения.
К сведенью, в 2009 году хозяйственным судом Гомельской области с участием субъектов г.п. Лоева и Лоевского района в порядке процедуры посредничества было урегулировано 15 дел.


— Николай Анатольевич, в каких случаях хозяйственный суд рассматривает дела с участием граждан?


— Примерно в каждом пятом деле в суде одной из сторон в споре выступают индивидуальные предприниматели. К ним также предъявляются требования о взыскании налогов, сборов и иных обязательных платежей. Обычные граждане крайне редко выступают стороной в деле — в основном это споры, вытекающие из учредительства коммерческих организаций. Что касается дел об административных правонарушениях, то такие дела в большинстве случаев рассматриваются в отношении граждан и индивидуальных предпринимателей, и их достаточно много.
Так, например, в 2009 году было рассмотрено 3 дела по административным протоколам, составленным в отношении индивидуальных предпринимателей г.п. Лоева и Лоевского района. Среди основных допущенных правонарушений можно выделить хранение и реализацию товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками без нанесения на них таких знаков, а также отсутствие у индивидуального предпринимателя или нарушение им порядка ведения книги учета движения товаров.


Соб. инф.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK