Спасётся тот, кто верует

Путь к храму


Успенский пост и праздники в его период


Весьма непродолжительный Успенский пост тем не менее отличается особой строгостью – по церковному уставу рыба разрешается только на праздник Преображения Господня. Длительность поста постоянна и составляет всегда 2 недели. Пост всегда начинается 14 и заканчивается 27 августа. Это короткий, но строгий период воздержания готовит верующих людей к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успение на русском языке лучше всего передается словом смерть. Для людей неверующих смерть представляется чем­то, от чего лучше «бежать» и о чем лучше не думать. Вся суть христианства находится в победе смерти Воскресением Христовым, которому предшествовала Его смерть.


Успение Пресвятой Богородицы — свидетельство того, что Она и по смерти не перестает участвовать в спасении «усердно к Ней притекающих». Церковная история свидетельствует о том, что Дева Мария узнала о Своей смерти заранее. Архангел Гавриил явился ей за 3 дня до Ее отшествия и принес ветвь из райского сада. Апостолы были собраны чудесным образом со всех концов земли, чтобы проститься с Царицей Небесной, и только апостол Фома по особому промыслу Божию прибыл в Иерусалим позже других. Ему позволили войти в пещеру, где была погребена Дева Мария, и ко всеобщей радости тело Божией Матери не было обнаружено – Господь воскресил его до всеобщего воскресения. Двухнедельный пост, готовящий верующих к празднику, известен в церковной практике с V века.


Успенский пост начинается с 14 августа. В этот день в храмах совершается особое богослужение с выносом Креста. Обычай выносить крест пришел к нам из Византии. Это было связано с тем, что жаркое лето было причиной различных болезней в Византийской империи. Крест выносили из дворца императора и носили по улицам города для исцеления болящих и укрепления их.


На Руси начало Успенского поста было и началом всеобщего христианского просвещения. Согласно хронографов XVI века, крещение Руси в 988 году пришлось как раз на 1 августа (14 по нынешнему календарю).


В этот же день церковный устав напоминает нам о памяти семи братьев­мучеников Макавеев, их матери Саломии и учителя Елеазара. Пострадав в 166 году до рождества Христова при сирийском царе Антиохе Епифане, братья Макавеи прославляются церковью как «прежде мучеников превелии мученицы». Пострадав за законы отеческие, братья Макавеи были воодушевителями восстания, которое возглавил Иуда Макавей. Власть Антиоха Епифана была свергнута, и иерусалимский храм был очищен от идолов.


В центре Успенского поста находится двунадесятый праздник – Преображение Господне. О событиях праздника мы узнаем из повествования евангелистов. В народе он называется еще яблочный Спас — по причине освящения в этот день «начатков овощей». Об истории этого праздника хотелось бы позже написать подробнее.


Как всегда службы в нашем соборе начинаются в праздничные дни с 8-30, а накануне их предваряет всенощное бдение, которое начинается в 16-00.


Всех поздравляем с наступающими праздниками и приглашаем принять участие в праздничных службах.


С любовью о Господе настоятель собора Святой Живоначальной Троицы г.п. Лоева, протоиерей Андрей ШИХАЛОВ.


Чтобы чему-то научиться, нужно начать делать


В гражданском законодательстве, как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. А что есть неведение в православном вероучении? Много ли знает каждый из нас о том, что значит быть православным христианином? Чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы, которые волнуют наших читателей, мы начинаем нашу новую рубрику, которая так и называется: «Путь в храм — в вопросах и ответах». Вместе со священником, настоятелем собора Святой Живоначальной Троицы, протоиереем Андреем ШИХАЛОВЫМ мы постараемся ответить на все ваши вопросы. И вот первый из них:


Не раз приходилось слышать фразы: «Придёшь в церковь — еще больше нагрешишь: не так вошёл, повернулся, не там стал, не то сказал, не туда свечу поставил». В той или иной интерпретации это опасение высказывают многие, а для некоторых людей религиозная безграмотность и вовсе является своеобразной преградой для посещения храма. Существуют ли хотя бы общие какие­то каноны и правила, знание которых помогло бы нашим читателям не чувствовать неловкости и неуверенности при входе в церковь?


— Ответ на этот вопрос хотелось бы начать с некоего вступления: прежде чем думать о том, что придешь в церковь — больше нагрешишь, следует разобраться, а зачем вообще идти в церковь? И что такое церковь? С видимой стороны церковь — это общество людей крещеных, но есть и другая сторона медали. Все ли крещеные люди являются членами церкви? Неужели механический обряд крещения делает человека православным христианином? В отличие от понимания таинства крещения западным христианством (католицизм, протестантизм) православие ясно говорит о том, что в крещении человек получает некий задаток, семечко новой жизни и, лишь создавая правильные условия, можно говорить о воцерковлении человека. Так вот одним из самых необходимых условий для обращения человека к Богу является, по мнению святых отцов, видение своих грехов, понимание того, что нет ничего особенного в добродетельной жизни. Иными словами, христианская жизнь не есть то, за что нас должны хвалить. Это то состояние души, при котором добродетели становятся обычной жизнью, а похвала за них — чем­то непонятным. И если человек попытается вникнуть в суть этого, то увидит, что все наши самые добрые мысли и поступки чаще всего бывают испорчены личиной тщеславия и гордыньки.


Православие говорит: дело не в том, что все люди грешные, а в том, что грешен именно я. А это значит, что причина всех моих настроений находится в моих мыслях, словах и поступках. Без видения своих грехов — душевных болезней — православие невозможно. А теперь давайте представим себе ситуацию: мы пришли в больницу с острой болью. Может, кто­то нас по дороге к кабинету врача задел, толкнул, сказал что­то недоброе в наш адрес. Неужели мы соберемся и пойдем домой? То, что мы готовы уйти из храма при малейшем негативном к нам отношении, говорит о том, что мы ищем здесь некоего внешнего покоя, забывая об искалеченности своей души. Человек, не видящий своих грехов, подобен трупу, не чувствующему боли, и это огромная беда. И наоборот, если я иду в храм получить исцеление от душевных болезней — не важно, кто и как на меня посмотрит и что скажет. В больнице на тяжелобольных смотрят с сожалением. И бывает, что человек всю жизнь лечится, а болезнь всё прогрессирует; всю жизнь ходит в храм, а плохо по¬прежнему лишь вокруг. Такие люди, как правило, и являются тяжело душевнобольными. Но посмотрите на них с сожалением и постарайтесь попасть к «врачу» (я сейчас говорю о священнике), не останавливайтесь в коридоре и не убегайте из «больницы». А дальше будут приобретаться опыт духовной жизни и навыки правильного поведения в храме. Проще говоря, чтобы чему-то научиться, нужно начать делать. Помоги нам всем, Господь!


Беседовала Ольга КОЛЕДЕНКО, «ЛК».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK