Последний год пятилетки: выполнение решений третьего Всебелорусского народного собрания

К единому дню информирования


Третьим Всебелорусским народным собранием (2–3 марта 2006 г.) была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Главной целью социально-экономического развития страны было определено дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. В решении поставленных задач 2010 год является определяющим. Он знаменателен не только тем, что завершает выполнение Программы, но и тем, что закладывает основы развития страны в предстоящей пятилетке.

К единому дню информирования

Третьим Всебелорусским народным собранием (2–3 марта 2006 г.) была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Главной целью социально-экономического развития страны было определено дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. В решении поставленных задач 2010 год является определяющим. Он знаменателен не только тем, что завершает выполнение Программы, но и тем, что закладывает основы развития страны в предстоящей пятилетке.

К единому дню информирования


Третьим Всебелорусским народным собранием (2–3 марта 2006 г.) была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Главной целью социально-экономического развития страны было определено дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. В решении поставленных задач 2010 год является определяющим. Он знаменателен не только тем, что завершает выполнение Программы, но и тем, что закладывает основы развития страны в предстоящей пятилетке.


Макроэкономическая ситуация в 2010 году характеризуется ускорением экономического роста. За январь–июль темп роста валового внутреннего продукта составил 107 %, продукции промышленности — 109,6, сельского хозяйства — 108,4, инвестиций в основной капитал — 105 %, экспорта товаров — 123,7 %. Уровень инфляции (4,4 % за январь–июль) не превышает заданных на этот год пределов (8–10 %).


Определяющий вклад в создание ВВП вносит промышленность. В соответствии с задачами по развитию промышленного комплекса на ведущих белорусских предприятиях осуществлялись мероприятия по техническому перевооружению и модернизации производства, выпуску новых видов продукции. Ожидается, что темп роста промышленного производства за пятилетний период составит 145,5 %, что будет соответствовать заданию Программы (143–151 %).


В перечень важнейших инвестиционных проектов Государственной комплексной Программы развития регионов, малых и средних городских поселений Республики Беларусь на 2006-2010 годы и Государственной Программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы был включен проект «Строительство комбината строительных материалов в г.п. Лоеве». Предприятие введено в эксплуатацию в декабре 2008 года. Производственная мощность составляет 20 млн. штук условного кирпича в год.


Особую роль в развитии сельскохозяйственного производства и социальной инфраструктуры на селе сыграла реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг. Выросли объемы производства животноводческой и растениеводческой продукции, произведены техническое переоснащение и модернизация производственной сферы села, введены в строй 1 188 агрогородков, в которых построено 7 087 жилых домов (квартир) общей площадью 603,7 тыс. кв. м.


В Лоевском районе на развитие агрогородков за период с 2005 по 2009 гг. направлено 16,4 млрд. рублей из различных источников, в том числе на мероприятия по развитию социальной сферы села — 11,6 млрд. руб., производственной сферы — 4,8 млрд. руб. За этот период на селе введено в строй 10,6 тыс. кв. м жилья. 147 семей стали новосёлами в новых квартирах или добротных домах, преимущественно коттеджного типа.


В сельхозпредприятиях Лоевского района проделана большая работа по реконструкции животноводческих помещений хозспособом по энергосберегающим технологиям. Только в текущем году планируется провести реконструкцию 9 помещений по содержанию КРС на глубокой подстилке на 2250 голов. Фактически проведены реконструкция и техпереоснащение на 12 МТФ, в т.ч. за счет средств бюджета — на 5 МТФ. Введена в строй новая ферма на 720 голов коров с полным комплексом новейшего оборудования с компьютеризацией зоотехнической и племенной работы в КСУП «Урожайный».


За период 2006-2009 гг. в районе на техническое переоснащение машинно-тракторного парка освоено 30,5 млрд. рублей инвестиций. Только в 2009 году сельскохозяйственными организациями приобретено 77 ед. техники на сумму 16,1 млрд. рублей. На ремонтно-эксплуатационные работы за счет средств республиканского бюджета за период 2006-2009 гг. использовано 2848 млн. рублей.


По производству важнейших видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения Беларусь вышла на лидирующие позиции среди стран СНГ. Белорусский АПК не только в полном объеме обеспечивает продовольственную безопасность страны, но и экспортирует значительные объемы продуктов питания. С 2005 по 2009 год экспорт продовольственных товаров увеличился более чем в 2 раза и достиг 2 217,6 млн. долл. США.


По предварительным оценкам, в текущем году в хозяйствах всех категорий темп роста производства различных видов сельхозпродукции составит: зерна (с учетом кукурузы) — 87 % (7,4 млн. т); картофеля — 109,5 % (7,8 млн. т); сахарной свеклы — 100,7 % (4 млн. т); плодов и ягод — 101 % (697 тыс. т); молока — 103,4 % (6,8 млн. т); реализации скота и птицы — 107,9 % (1 440 тыс. т). Прогнозируется, что по итогам года объем продукции сельского хозяйства увеличится в целом на 5,1 %, за 2006–2010 гг. — на 28 %.


Развитие реального сектора экономики напрямую зависит от роста объемов инвестиций. В настоящее время темп роста инвестиций в основной капитал по итогам 2010 года оценивается в размере 113 %, что меньше годового прогноза (123–125%). Однако, благодаря заделам предыдущих лет, программные задания по инвестиционной деятельности в целом за пятилетку будут выполнены: расчетный темп составит более 224 % при прогнозе 198–215 %. По Лоевскому району темп роста инвестиций в основной капитал по итогам 2010 года оценивается в размере 95 %, в целом за пятилетку расчетный темп составит 262 %.


Значительная доля инвестиций в основной капитал (25%) направляется на строительство жилья. Обеспечение населения жильем остается одним из главных приоритетов социально-экономического развития страны. Ежегодно, начиная с 2005 года, наблюдается устойчивая тенденция по увеличению объемов строительства жилья, в том числе и для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Беларусь стабильно занимает лидирующие позиции среди стран СНГ по показателям жилищного строительства.


В 2009 году в Беларуси построено 5,8 млн. кв. м общей жилой площади, или 604 кв. м в расчете на 1 тыс. населения. В Лоевском районе в 2009 году введено в эксплуатацию 2585 кв. м общей жилой площади, за 8 месяцев 2010 года — 3731 кв.м.


Ежегодными программами жилищного строительства отдельно предусматривается строительство жилья для многодетных семей, социального жилья, жилых помещений для отселения граждан, проживающих в непригодных для проживания ветхих и аварийных жилых домах. Особое внимание уделяется строительству жилья в сельской местности и малых городах (до 30 % от общего ввода жилья). В 2010 году ожидаемый объем жилищного строительства должен составить 6,96 млн. кв. м. В результате задание Программы на пятилетку будет выполнено в объёме 26,7 млн. кв. м жилья при плане 23,5–26 млн. кв. м.


Программой социально-экономического развития на 2006–2010 гг. прогнозировался динамичный рост экспорта товаров и услуг. Предполагалось также, что республика выйдет на положительное сальдо во внешней торговле. За годы пятилетки существенно расширились номенклатура экспортируемых товаров и услуг и география поставок. Предприятия республики начали активно осваивать рынки Латинской Америки, стран Ближнего Востока, южной и юго-восточной Азии. Активизирована работа: по организации системы сервисного обслуживания эксплуатируемой за рубежом техники белорусского производства и обеспечению этой техники запасными частями; по реализации продукции на внешних рынках на условиях лизинга; по укреплению и развитию собственных товаропроводящих сетей за рубежом; по развитию существующих сборочных производств и созданию новых.


Несмотря на принятые меры, республике так и не удалось выйти на положительное сальдо внешнеторговых операций. На показатели весьма негативно повлияли два фактора: мировой кризис, вызвавший падение белорусского экспорта товаров в прошлом году более чем на 30 %, и введение Россией с 1 января 2010 г. экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Решение России существенно затруднило работу нефтеперерабатывающей промышленности Беларуси и привело к значительному сокращению экспорта нефтепродуктов.


Важную роль в динамичном развитии белорусской экономики сыграла проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика, которая обеспечивала устойчивость национальной валюты и доступность кредитных ресурсов. В период с 1 января 2006 г. по 1 января 2009 г. номинальный курс белорусского рубля снизился к доллару США лишь на 2,2 % — с 2 152 до 2 200 белорусских рублей за 1 доллар США. Со 2 января 2009 г. Национальный банк осуществил привязку курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют, в которую в равных долях вошли доллар США, евро и российский рубль. На протяжении всего 2010 года параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных Национальным банком значениях — плюс/минус 10 % по отношению к стоимости корзины на начало текущего года. Изменение стоимости корзины иностранных валют за 7 месяцев составило 0,7 %.


В обеспечении стабильности национальной валюты и экономической безопасности государства особую роль играют золотовалютные резервы страны. В Беларуси с 1 января 2006 г. по 1 июля 2010 г. они выросли в 4,3 раза и составили на 1 июля 2010 г. 5,53 млрд. долларов. Существенному их росту способствовали внешние заимствования, предоставленные Россией и МВФ.


На динамику экономического развития страны значительно воздействует такой фактор как доступность кредитных ресурсов. По данным на 1 августа 2010 г., по сравнению с аналогичной датой прошлого года объем выданных банками кредитов экономике увеличился более чем на 34 %.


В текущей пятилетке реализован ряд значимых мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки на предприятия, упрощение налоговой системы, либерализацию экономики республики и повышение её инвестиционной привлекательности. Например, упрощен практически весь перечень процедур, которые предприниматель должен пройти от создания частного предприятия до начала своей деятельности. Установлен переход на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования.


Главной целью и стержневым направлением политики Республики Беларусь является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, создание государства, удобного для людей. Несмотря на форс-мажорные обстоятельства кризисного 2009 года, страна не отступила от выполнения напряженных заданий текущей пятилетки в области доходов населения. За 2006–2009 гг. темпы роста реальных доходов белорусских граждан составили 153,4 % при пятилетнем задании 149–156 %. В первом полугодии 2010 г. доходы выросли в реальном исчислении еще на 8 %.


Особое внимание в нашей стране уделяется повышению заработной платы как главного, базового источника доходов. По району в июне 2010 года средняя начисленная заработная плата достигла 844,2 тыс. руб. или 280 долл. США в эквиваленте. Среди отраслей экономики по уровню оплаты труда по итогам полугодия лидируют: материально-техническое снабжение и сбыт (1630,8 тыс. руб.), транспорт (1385 тыс.), связь (1016,3 тыс.), промышленность (901,5 тыс.). В то же время сохраняется отставание по оплате труда в сельском хозяйстве (699 тыс. руб.), а также основных отраслях бюджетной сферы: образование (699,4 тыс.), культура и искусство (718,9 тыс.), здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение (799,4 тыс.).


До конца года Правительством предложено в два этапа повысить заработную плату работникам бюджетной сферы. С 1 сентября она увеличится для низкооплачиваемых категорий, молодых специалистов, а также врачей, учителей, работников культурно-просветительных учреждений, учреждений социального обеспечения, где уровень зарплаты значительно отстает от других отраслей бюджетной сферы. С 1 ноября планируется повысить тарифную ставку первого разряда всем бюджетникам. В результате будет обеспечено увеличение их среднемесячной зарплаты до 405–410 долл. в эквиваленте.


В числе первостепенных задач — повышение размера пенсий. В январе–августе 2010 г. среднемесячный размер пенсии по возрасту составил 500 тыс. руб., в том числе в августе — 555 тыс. За 2006–2009 гг. реальный размер пенсии по возрасту возрос на 37,0 %, в январе–июле 2010 г. — еще на 12,8%. Тем самым, выполнение задания пятилетки об увеличении реального размера пенсии по возрасту на 52 % становится вполне реальным. Периодически повышается и минимальный размер пенсии, что позволяет более надежно защитить тех, кто имеет очень низкий индивидуальный коэффициент для расчета пенсии. Так, минимальный размер пенсии увеличился с 234 тыс. руб. в июне 2009 г. до 271 тыс. — в июне 2010 г.


Ключевым вопросом, определяющим уровень и качество жизни населения, его социальное самочувствие, является обеспечение продуктивной занятости. Сохранению штата работников, повышению их профессионального потенциала, реконструкции и созданию новых рабочих мест, сокращению безработицы и оказанию содействия нуждающимся в трудоустройстве, повышению их конкурентоспособности на рынке труда в Беларуси уделяется пристальное внимание. В результате принятых мер численность населения, занятого в экономике, увеличилась с 4 403 тыс. человек в 2005 году до 4 622 тыс. — в январе–июне 2010 г. Произошло снижение числа безработных до 37,8 тыс. в конце июля 2010 г., и уровня безработицы — до 0,8 %.


В Лоевском районе численность населения, занятого в экономике, увеличилась с 5156 человек в 2005 году до 5577 — в январе–июне 2010 г. Произошло снижение числа безработных с 77 человек в конце 2005 года до 67 — в конце июля 2010 г., а уровня безработицы — соответственно с 1,5 до 1,2%.


Созданию благоприятной ситуации в сфере занятости в значительной степени способствовал инвестиционный процесс, набравший за последние годы в стране значительные обороты. С 2006 года в республике создано 691 тыс. рабочих мест, на которые трудоустроены около 100 тыс. безработных. В районе за этот период создано 720 рабочих мест.


За четыре с половиной года направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 111 тыс. безработных, из них 75,8 тыс. – из числа молодежи в возрасте 16–29 лет. В районе за этот период направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 123 безработных, из них 72 — из числа молодежи в возрасте 16–29 лет.


Особое внимание уделяется решению проблем занятости в малых городах и на селе. На Лоевщине за счет всех источников финансирования создано 162 рабочих места, в том числе 20 — в агрогородках. Количество безработных из числа сельских жителей снизилось с 52 человек на начало 2006 года до 35 — на 01.07.2010 г. и практически сравнялось с количеством имеющихся на селе вакансий.


В малых городах республики численность безработных уменьшилась с 44,1 тыс. человек на начало 2008 года до 38,9 тыс. – на начало июля т. г., а уровень безработицы снизился соответственно с 1,4% (в целом по республике – 1%) до 0,9% (0,8%). В г.п. Лоеве, который относится к малым городам республики, численность безработных уменьшилась с 36 человек на начало 2008 года до 32 — на начало июля т. г., а уровень безработицы снизился соответственно с 1,3 % до 1,0 %.


За последние годы предприняты значительные меры по усилению государственной социальной поддержки нуждающихся граждан. Как и предусматривалось третьим Всебелорусским народным собранием, с 1 января 2010 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет установлен на уровне бюджета прожиточного минимума (БПМ). В августе 2010 г. размер пособия на детей в возрасте до трех лет составил 275 тыс. руб., увеличившись за год на 37%.


Малообеспеченные семьи с малолетними детьми, у которых среднедушевой доход не достигает БПМ, обеспечиваются бесплатным питанием на детей первых двух лет жизни. А при рождении троих и более детей бесплатное детское питание предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи до исполнения детям трех лет имеют также право на бесплатную услугу няни.


При рождении двоих и более детей государство оказывает поддержку в виде единовременной выплаты на приобретение детских вещей первой необходимости в размере 2 БПМ на каждого ребенка.


Для решения жилищных проблем многодетных, а также молодых семей государством, помимо предоставления льготных кредитов, оказывается финансовая поддержка в погашении задолженности по ним.


Всебелорусским народным собранием было принято решение о повышении критерия нуждаемости для предоставления государственной адресной социальной помощи с 60 до 100 % БПМ. Принятые за последние годы меры позволили даже перевыполнить установленное задание, существенно повысив эффективность адресной помощи для малообеспеченных семей.


Так, с 1 января 2008 г. критерий нуждаемости для предоставления государственной адресной помощи в виде ежемесячного пособия увеличен до 100 % БПМ, а в виде единовременного пособия — до 120 % БПМ. С 1 января текущего года критерий для оказания помощи в виде единовременного пособия повышен уже до 150 % БПМ. Кроме того, с трех до шести месяцев увеличен период получения ежемесячного социального пособия.


Если в 2006 году государственной адресной социальной помощью было охвачено 4,7 % малообеспеченного населения, то в 2009-м — 39%. За 2006–2009 гг. получателями помощи стали 610 тыс. человек. За шесть месяцев 2010 года в Лоевском районе адресная социальная помощь оказана 140 семьям на сумму 140 млн. руб.


Целенаправленные меры по повышению доходов населения в сочетании с государственной поддержкой нуждающихся граждан позволили многократно сократить малообеспеченность в стране. По данным официальной статистики, этот показатель снизился в Беларуси с 12,7 % в 2005 году до 5,4 % – в 2009-м.


Важным инструментом в повышении качества жизни населения республики является обеспечение и развитие системы государственных социальных стандартов. Эта система позволяет гарантировать жителям страны вне зависимости от места проживания получение комплекса социальных услуг, постепенное расширение их перечня, повышение качества. Особое внимание при этом уделяется поддержанию и расширению сети объектов жилищно-коммунального хозяйства, ремонту и строительству школ, детских садов, медицинских учреждений, их техническому оснащению, развитию транспортного, торгового и бытового обслуживания населения.


В Лоевском районе в первом полугодии на обеспечение нормативов государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства использовано 1 млрд. 693 млн. руб. Ведется капитальный ремонт жилого дома по ул. Светская № 7 в г.п. Лоеве, модернизация тепловых сетей в г.п. Лоеве от центральной котельной до корпуса больницы, модернизация тепловых сетей в г.п. Лоев с подключением тепловых нагрузок котельных по ул. Шевелева, 90, Октябрьская, 18, Чапаева, 14, Синякова, 15, Батова, 58 на центральную котельную, работы по обеспечению населения природным газом и др. В области связи произведена замена КЭАТС «Исток» — 2112 номеров на ЭАТС «Бета – М» с расширением монтированной емкости на 96 номеров (затрачено 35,4 млн. руб.). В области торговли введен в эксплуатацию магазин «Юбилейный» в г.п. Лоеве (затрачено 381 млн.руб.) и др.


За последние годы принят ряд мер по совершенствованию системы сохранения и укрепления здоровья нации, реализуется активная позиция по улучшению сложившейся в стране демографической ситуации. С принятием Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 гг. впервые в истории белорусского здравоохранения был применен новый подход при оказании медицинской помощи на всех уровнях на основе системного анализа показателей здоровья населения.


Республика имеет высокий уровень обеспеченности врачебными кадрами, медицинским персоналом со средним медицинским образованием и больничным коечным фондом. На конец 2009 года в стране насчитывалось 49,4 тыс. врачей всех специальностей и 122,2 тыс. человек среднего медицинского персонала, 107 тыс. больничных коек, или 51,1 врача, 126,5 среднего медицинского персонала, 110,7 койки в расчете на 10 тыс. населения. В Лоевском районе на конец 2009 года в учреждении здравоохранения «Лоевская центральная районная больница» насчитывалось 25 врачей всех специальностей и 111 человек среднего медицинского персонала, 135 больничных коек, или 16,5 врача, 73,5 среднего медицинского персонала, 89,4 койки в расчете на 10 тыс. населения.


Внедрение результатов научных исследований и высокотехнологичных видов операций в области онкологии позволило снизить общую смертность от злокачественных новообразований за последние 5 лет на 4,9%. Достигнуты серьезные успехи в лечении онкогематологических заболеваний у детей. Общая долгосрочная выживаемость детей, страдающих этими заболеваниями, составляет 72 %, и по этому показателю Беларусь занимает второе место в Европе.


Сегодня Республика Беларусь относится к странам с низким уровнем младенческой и детской смертности: в 2009 году — 4,7 ребенка на 1 000 детей, родившихся живыми, что соответствует европейскому уровню. С помощью новейших технологий в перинатальных центрах республики выхаживают новорожденных с массой, едва превышающей 500 г.


Определенные результаты дает проводимая в стране работа по профилактике пьянства и алкоголизма среди населения, и прежде всего среди детей и молодежи. В 2009 году на 4,2 % снизилась смертность от случайных отравлений алкоголем, на 37,9 % — число несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, на 7,3% — число детей, наблюдаемых наркологами; на 8,0 % — число лиц, поступивших в соматические больницы в состоянии алкогольного опьянения. За указанный период в Лоевском районе смертность от случайных отравлений алкоголем осталась на уровне прошлого года; несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, не наблюдалось; число детей, наблюдаемых наркологами, снизилось на 41,2 %; число лиц, поступивших в соматические отделения в состоянии алкогольного опьянения, — на 17 %.


Повышение уровня и качества медицинских услуг, наряду с мерами активной социальной политики, способствовало положительной динамике демографических процессов. Так, показатель рождаемости за 2009 год вырос на 3,6% и составил 11,5 человека на 1 тыс. населения. В Лоевском районе показатель рождаемости за 2009 год вырос на 3,6% и составил 12,4 человека на 1 тыс. населения.


Естественная убыль населения по сравнению с 2005 годом сократилась в 1,9 раза и составила в 2009 году 2,7 человека на 10 тыс. населения.


Наблюдается увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни: с 68 лет в 2002 году до 70,5 года — в 2009-м, в том числе у мужчин — с 62,3 до 64,7 года, у женщин — с 74,1 до 76,4 года.


Результаты, достигнутые за последние годы в республике в развитии социальной сферы, закладывают основу для выполнения принятых государством на текущую пятилетку социальных обязательств и достижения высоких стандартов и качества жизни жителей Беларуси в последующие годы.


Материал подготовлен отделом идеологической работы райисполкома с использованием информации, предоставленной информационно-аналитическим центром при администрации Президента Республики Беларусь, отделом экономики, управлением по труду, занятости и социальной защите, управлением сельского хозяйства и продовольствия райисполкома, УЗ «Лоевская центральная районная больница».

Добавить комментарий