Проблемы нужно решать вместе при безусловном участии каждого

Диалог с властью


“Я тебя породил, я тебя и убью” — именно эти слова Тараса Бульбы, написанные известным классиком литературы, почему-то приходят на ум, когда начинаешь думать о том, какими семимильными шагами развивается в нашем обществе иждивенчество. В стремлении следовать принципу «Власть — для народа», есть не только положительные результаты — своевременное оказание действенной помощи нуждающимся без лишней бюрократической волокиты, но и обратная сторона медали — укоренение у населения уверенности в том, что местные органы власти обязаны выполнить любое их требование. Именно об этом мы и беседовали с председателем Лоевского районного Совета депутатов Александром Фурсом.


— Александр Александрович, думаю, Вам уже пришлось столкнуться с фактами, когда некоторые жители Лоевщины спешат переложить свои проблемы на местные органы власти? Взять, хотя бы, колодцы в сельских населённых пунктах или те же кладбища…


— Действительно, есть немало таких фактов. Да, депутатский корпус призван быть связующим звеном между населением и местными органами власти. Это нормальный деловой процесс, когда население поднимает проблемы общественности, чтобы совместными усилиями их решить. Но подчеркну — работать должны ВМЕСТЕ. К сожалению, в последнее время чаще люди только требуют срочного решения проблемы, не рассматривая даже вариантов своего участия.


Взять те же колодцы в сельских населённых пунктах. Согласен, многие из них давно уже требуют очистки. Кто занимался этим в былые времена? Сами сельчане. Искали мужчин, что помоложе, и чистили. Почему так не сделать сейчас? Нет в деревне мужиков толковых? Так есть они в другом населённом пункте, только за бесплатно ведь не пойдут работать. Сельские Советы не в состоянии оплачивать такие работы, ведь немало средств используется на оплату освещения улиц, их благоустройство, да и те же колодцы в большинстве своём благоустроили и покрасили за счёт бюджета местных Советов. Но можно ведь собрать те же взносы, обратиться за помощью в сельсовет, и, уверен, вопрос тут же решится.


То же и с кладбищами. Не буду скрывать, что не везде ещё мы смогли навести порядок с их ограждением. Эта работа требует финансовых вложений. Но неужели жители не могут внести свой вклад в общее дело — помочь установить заборы, покрасить их, совместными усилиями навести порядок возле мест последнего упокоения родных и близких? Да что там говорить! В Мохове, например, где была общественность, когда возле кладбища свалка устраивалась? Куда смотрели сельчане, почему не поднимали вовремя эту проблему? Вот и получилось то, что имеем — чтобы прийти к близким на могилку, надо пройти мимо мусорки, а потом ещё и дышать загрязнённым отходами воздухом.


— С выходом Указа Президента Республики Беларусь № 70 «О мерах по упорядочению учёта и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности» местные органы власти серьёзно взялись за пустующие и ветхие дома…


— И это правильно. Надо наводить порядок в деревнях, да и земли, которые освобождаются, можно включать в оборот — либо выделять под участки желающим заниматься их обработкой, либо вводить в севооборот сельхозпредприятий. До недавнего времени в деревнях творился настоящий бардак с этими домами. Наследники домовладений приезжают только для того, чтобы использовать огороды, а благоустройством придомовых территорий и поддержанием в нормальном состоянии отцовских «владений» даже не занимались. Сейчас, когда развернулись полномасштабные мероприятия по выявлению владельцев, дело сдвинулось с мёртвой точки. Даже есть факты, когда сельсоветы уже оформили документы на снос ветхого дома, а тут вдруг наследники объявились. Для того чтобы на законодательном уровне решить все вопросы правильно, сейчас в районной газете печатаются списки ветхих домов, которые через полгода будут признаны таковыми решением суда, и будут подлежать сносу на законных основаниях. Так что с нашей стороны делается всё возможное, чтобы навести порядок в сельских населённых пунктах.


Но и дачники не должны «спать в шапку». Я понимаю так: пользуешься огородом, значит, будь добр, обкашивай территорию вовремя, ремонтируй забор и сам дом.


По большому счёту в небольших деревеньках остались старики, которые порой и за собой ухаживают с трудом, не говоря о поддержании порядка вокруг домовладения. Их понять можно. Им уже не под силу поправить покосившийся забор или скосить траву возле двора? Возникает вопрос: где делись дети, которые пользовались добротой и преданностью родителей во времена своего становления во взрослой жизни? Почему теперь они совсем позабыли дорогу к своим старикам? Почему они не хотят помочь самым близким людям навести элементарный порядок, подремонтировать родительский дом, проверить, не засорилась ли печная труба и т.д.? Неужели мать-старушка не заслужила этого внимания? Детям проще написать за маму обращение в сельсовет с категоричным требованием выполнить необходимые работы. 


— Александр Александрович, понятно, что сельчане совместно с местными исполкомами и сельхозпредприятиями вполне могут решить некоторые бытовые проблемы. А что с теми, кто проживает в многоквартирных домах? Крыши давно прохудились, водопроводные трубы поржавели, оконные рамы почти сгнили… Впрочем, что говорить — ни один материал не может сохранить свои первоначальные свойства в течение столь длительного периода времени. И хотя жильцы ежемесячно вносят отчисления на капитальный ремонт, а ждут его десятилетиями…


— Жилищно-коммунальное хозяйство — самая проблемная сфера не только на Лоевщине, но и во всей республике. Кто слышал выступление А. Якобсона, председателя Гомельского облисполкома, конечно же, обратил внимание на то, что Гомельщине только для капитального ремонта жилфонда многоквартирных домов требуется 600 миллиардов рублей в год. Представляете, что это за сумма! А кроме этого надо менять водопроводную систему, заниматься полигонами твёрдых бытовых отходов, ремонтом дорожного покрытия и многим другим. Где взять на это деньги? Они с неба не падают. Отчисления жильцов Лоевщины составляют где-то около 120 миллионов рублей в год, а на капитальный ремонт одного многоквартирного дома уходит около миллиарда рублей. Вот и считайте…


— Возвращаемся к тому же вопросу: как решить проблему? Многие лоевчане наслышаны о том, что некоторые владельцы приватизированного жилья решают свои коммунально-бытовые проблемы путём обращения к представителям власти и направлением жалоб в различные инстанции. Так не должно быть. Если такой подход взять за правило, то зачем другим людям самостоятельно стремиться обустроить своё жилище, пытаясь лавировать между ценами на стройматериалы и возможностью оставить в семейном бюджете необходимый минимум на проживание? А если учесть, что практически у каждого из жильцов многоквартирных домов что-то да не ладится с уютом, то желающих приблизиться к комфорту очень много. Жилищно-коммунальное предприятие, конечно же, не потянет эту нагрузку. Многие понимают это, поэтому молчат, смирившись с неудобствами, и с нетерпением ждут капитального ремонта. Но и они, глядя на «пробивных» людей, всё чаще задумываются о возможности «написать куда надо».


— Что здесь скажешь. Все мы согласно законодательству имеем одинаковые права и обязанности. Породив социальное иждивенчество, искоренить его будет трудно. Хотя этого можно избежать, если неукоснительно следовать букве закона, не делая исключений.


Государственная казна не безмерная, чтобы решить все проблемы граждан нашей страны. Люди должны понимать, что только во взаимодействии можно добиться успеха в решении проблемных вопросов, при безусловном участии в общем деле каждого индивидуума. Государство делает для народа очень многое, но если распылять ресурсы по крупицам, то большие дела так и останутся невыполненными.


Беседовала Людмила Кравцова, «ЛК». Фото Ольги КОЛЕДЕНКО.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK