ЭТО НАША ИСТОРИЯ

1 августа в торжественной обстановке в нашем горпоселке было открыто еще одно культурно-просветительское учреждение — Лоевский районный музей истории образования. Расположился он в помещении Дома детского творчества, куда в назначенный день и съехались создатели и первые посетители учреждения, в числе которых — председатель райисполкома С. Метлицкий, председатель районного Совета депутатов А. Фурс, представители отделов райисполкома, районных служб и организаций.


— Этот день станет еще одной знаменательной датой в истории развития системы образования нашей Лоевщины, — заметила, открывая мероприятие, начальник отдела образования райисполкома Оксана Юковская. — Идея его создания вынашивалась нами уже давно, но вплотную к сбору экспонатов мы приступили с прошлого года. За это время была проделана огромная работа, и мы сегодня искренне благодарны всем, кто оказал посильное содействие в создании нашего музея.


Слова особой признательности Оксана Аркадьевна выразила ветеранам педагогического труда, в числе которых назвала таких истинно инициативных и преданных делу всей своей жизни людей как Е. Пинчук, А. Данилович, Н. Шестера, М. Некрашевич, Т.Маджаро, М. Осипенко, Н. Троян, Ф. Дубровская, В. Шевчук, Б. Глушец, Т. Башлакова, Н. Давыденко, О. Брехун. За посильный вклад в сбор средств и экспонатов О. Юковская поблагодарила и работников системы образования района, жителей Лоева В.Кравченко и ветерана журналистики Н.Мельниченко, а также коллектив и лично руководителя Лоевского райпо Н. Карпенко, директора ГЛХУ «Лоевский лесхоз» А. Волосевича, директора КСУП «Колпень-Агро» В. Хорько, частного предпринимателя И. Андреевец, а также отдел по делам молодежи райисполкома. Общими усилиями собрано 7 миллионов рублей, благодаря которым была закуплена специальная мебель для хранения экспонатов, а помещения музея приобрели красивый современный вид.


В том, насколько нужное и важное это дело, первые посетители учреждения смогли убедиться после первого же знакомства с его экспонатами. История, берущая своё начало еще со времен крестьянской реформы 1861-1863 годов и вплоть до настоящего времени, не может не заинтересовать любого, кто когда-нибудь сидел за школьной партой, для кого святы воспоминания о любимой школе, учителях, одноклассниках. Экспозиции музея станут для таких людей очень ярким напоминанием о временах их школьного детства, пробудят дремавшие доселе ностальгические чувства по тем годам — возможно, трудным, непростым, особенно для тех, чье детство выпало на тяжкие военные и послевоенные годы, а возможно и беззаботно-радостным — для более молодых поколений бывших школьников. И всё это собрано в уникальнейших экспонатах, документах, фотографиях, найденных в архивах, бережно хранившихся в некоторых школах района и просто у учителей и трепетно относящихся к истории своего родного края учеников.


Расположены они в трех экспозициях. Первый зал посвящен непосредственно истории создания системы образования Лоевщины, начиная еще задолго до 1917 года и заканчивая современностью. Второй хранит сведения о лучших педагогах района, заслуженных учителях, орденоносцах, отличниках системы образования. Третий посвящен многим поколениям школьников. Подробное знакомство со всеми этими экспозициями было предложено и участникам торжественного открытия учреждения, первую экскурсию для которых предложили О. Брехун и Н. Давыденко. Последуем и мы вслед за ними.


ОТ ВОЛОСТИ — К РАЙОНУ, ОТ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ — К ШКОЛАМ


В дореволюционный период, после крестьянской реформы, в сельских волостях были созданы первые народные училища, в том числе и для крестьянских детей. Сохранились интереснейшие сведения по Лоевской и Ручаевской волостям. Согласно отчету 1894 года, в Лоевской волости было открыто и действовало 7 начальных школ (народных училищ), в т.ч. в Лоеве, Колпени, Крупейках, Козерогах, Синске, Щитцах, Мохове. В Ручаевской волости были созданы Ручаевское, Буда-Петрицкое, Иваньковское, Вышков-Дубровенское, Зарезовское, Ястребское, Рудня-Журавлевское училища.


Послереволюционное развитие системы образования шло более активно. В 1926 году был образован Лоевский район, а уже год спустя здесь было создано уже 39 школ — 1 семилетняя в Лоеве, остальные —начальные. Советская власть не жалела средств на эту отрасль. В 1939 году на Лоевщине насчитывалась уже 51 школа: 1 средняя, 16 неполных средних, а также начальные и одна еврейская. Наибольшее количество учащихся зафиксировано в 1940-1941 учебном году. В 54-х школах насчитывалось 8440 учеников, для сравнения, на 1 сентября прошлого учебного года в районе имелось всего 1558 детей.


Все эти данные очень отчетливо прослеживаются в собранных архивных документах, как и сведения о людях, которые стояли у истоков развития системы образования Лоевщины. Старейшими в районе педагогами, работавшими еще до революции, являются С. Захаревский и С.Кукса. В Ручаевской школе сохранились документы об учителе Г. Роговском, работавшем здесь с 1933 по 1937 год. В период сталинских репрессий он был обвинен в измене Родине и арестован как враг народа. Реабилитирован лишь в 1959 году. Сохранились документы и о М. Сидренок, первой заслуженной учительнице, первой в районе получившей орден Трудового Красного Знамени.


В довоенном разделе экспозиции помещены также фотографии и сведения о бывших заведующих отделом народного образования района. Первым из тех, о ком сохранились сведения, был уроженец деревни Казимировка Н. Лагуто, который возглавлял систему образования Лоевщины с 1933 по 1941 год. Позже его сменил заслуженный учитель школ БССР, ученый, педагог, академик Национальной Академии наук Беларуси, доктор педагогических наук И. Харламов, который начинал свой путь директором Крупейской семилетней школы. Затем в разные годы эта эстафета передавалась ветерану войны И. Ермакову, отличникам образования БССР Н. Масленко, М. Костюченко, М. Бондарю.


Есть здесь и стенд, посвященный педагогам-участникам Великой Отечественной войны. Сохранились сведения и фотографии со времен работы Лоевского детского дома (1944-1961 гг.). Большой интерес представляют собой и многие другие экспонаты. Как, например, альбом-эстафета за 1959 год, содержащий материал по выполнению школами района Постановления ЦК КПСС о связи школы с жизнью — проведении так называемых уроков по основам производства. Здесь собраны фото и сведения о том, какие умения и навыки, помимо усваивания общеобразовательных знаний, получали школьники далеких 50-х и 60-х годов: кто-то из них обучался непростому по тем временам механизаторскому делу, осваивал первые трактора и агрегаты, кто-то получал попутно животноводческие специальности, оказывал помощь хозяйствам в выращивании растениеводческой продукции. На фото, наклеенных в альбоме, изображены старшеклассники, которые учатся доить коров, очищать помещения от органики, грузить и раздавать корма, растить кроликов, заниматься рукоделием и пр. Школьная программа должна была не просто дать знания — подготовить человека к жизни, к труду. Для этого в каждой школе создавались специальные учебные кабинеты и мастерские, производственные участки. И таких документов здесь очень много, причем каждый из них по-своему интересен и важен.


УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ…


Склонить в благодарности колени можно перед именами многих педагогов Лоевщины, и создатели музея постарались собрать в посвященной памяти этих людей экспозиции как можно больше сведений о них самих, их деятельности, подвигах в годы Великой Отечественной войны. На одном из стендов помещены фотографии тех работников образования, которые были удостоены почетного звания «Заслуженный учитель БССР». Всего в послевоенное время оно было присвоено 12-ти педагогам района, в числе которых П. Шерепо, Н. Моторная, М. Сурта и др. Сегодня из них в живых остались только три человека: М. Бетина, М. Карпенко и П. Кравченко.


Есть в этом зале и стенд, на котором отмечены отличники образования — всего их в районе 28 человек. 9 учителей отмечены орденами и медалями, в т.ч. М. Атрощенко, Е. Пинчук, Е. Синило, Л. Примак, У. Кощенко, Р. Мельник, Л. Остапенко награждена орденом Трудового Красного Знамени. Среди людей, которые внесли значимый вклад в развитие системы образования района, названы имена Г. Гусинцева, Н. Недбайло, В. Ребенка, А. Устенка, С. Шаповала, Н. Шевчука, Н. Никитенко. Не забыты и учительские династии, которые взяли своё начало от таких педагогов как Татьяна Абрамовна Магидина, Фёдор Моисеевич Андриянец, Иван Павлович Малиновский, Мария Александровна Сурта.


Все эти люди известны многим поколениям лоевчан. Как и имена других учителей, сведения о деятельности которых постарались сохранить для потомков нынешние педагоги района. По инициативе А. Артеменко, бывшего директора Деражичской восьмилетней школы, был создан мемориальный комплекс, посвященный славным героям-освободителям Днепра. За эту работу Анне Акимовне присвоено звание заслуженного работника культуры. А вот еще одна фотография — симпатичная молодая женщина с сынишкой на руках. Это Евгения Антоновна Мельник, которая в 1943 году была расстреляна фашистами за связь с партизанами. В живых остался лишь ее сын, изображенный на этой же фотографии. Это А. Кривенков — автор сканвордов, которые мы периодически помещаем на страницах нашей газеты.


Страшная участь постигла и учительницу Ирину Ивановну Мельник. В том же 43-м году за сотрудничество с народными мстителями фашисты расстреляли ее детей, родителей. Уже после войны у женщины родился сын, Андрей Маркович Гавриленко, который работает в средней школе им. А. Козлова.


В этой статье можно было бы перечислить и множество других имен, ведь сколько их, педагогов от Бога, заслуженных и бесконечно любимых своими учениками, трудилось и продолжает трудиться на нашей земле. Многие из них подарили музею документы и вещи, возможно, бесконечно дорогие их сердцу как память о годах своей профессиональной деятельности, годах своей молодости. И это поистине бесценный дар.


Вот у самого окна расположился уютный уголок обычного школьного учителя до- и послевоенных лет: простой накрытый аккуратной домашней скатертью стол, на нем старенькая керосиновая лампа, учебники, тетрадки, перо с чернильницей-непроливайкой (именно в таких в суровые зимы ребята перед уроком разогревали застывшие чернила у кирпичных печек или печек-буржуек), здесь же, рядышком, красный карандаш, часы, «Учительская газета», датированная 27 июля 1974 года, старинные очки в футляре и стакан в металлическом подстаканнике. Около стола — давнишняя деревянная этажерка с книгами и вещами ежедневного обихода… Примерно такие условия старались создать для работы в своих жилищах представители простой учительской интеллигенции. И каждая из этих по-своему трогательных вещей способна оживить наше представление, вспомнить колосовских и шамякинских педагогов, своих стареньких учителей… Много таких «говорящих» экспонатов предоставили музею Е.Пинчук, Н.Мельниченко, другие не равнодушные к этому делу люди. Есть здесь и старинные деревянные шахматы, патефон, дорожный чемодан, купленный в 1952 году на первую стипендию студенткой Ленинградского пединститута, настольная лампа-грибок, самодельные, выполненные из гильз, школьные звонки, сборник по алгебре 1958 года, буквари образцов 1960, 2000 и 2008 годов, учебники по арифметике и другим предметам — посмотреть действительно есть на что и в этом, и в соседнем зале.


БУТЬ ГОТОВ НА ДОБРЫЕ ДЕЛА!


Они, представители многих поколений лоевских школьников, всегда были готовы к хорошим поступкам, свершениям, покорению новых горизонтов. Третий зал музея истории образования Лоевщины посвящен именно им — школьникам. Здесь помещены образцы школьной формы, оформлен уголок в честь членов ныне уже легендарной пионерской организации имени В. Ленина: знамена, вымпелы, пионерские горны, барабаны, галстуки, отрядные флажки, бюст Ленина. Есть здесь и старая фотография вождя пролетариата и пионерии 1945-го года в самодельной, еще довоенной рамке, и большой старый глобус, которые тоже передала музею Е. Пинчук.


Первым активистам пионерского движения посвящен и стенд, на котором изображены пионервожатые 50-80 гг. Е. Кукса, Т. Сопот, А. Долголыченко, Р. Мельник. Есть материалы о сотрудничестве с белорусскими и зарубежными благотворительными фондами по оздоровлению учащихся в послечернобыльский период, стенд, посвященный физической культуре и здоровому образу жизни.


Очень наглядно выглядит уголок, имитирующий школьный класс: парта образца 80-х годов с самодельными счетными палочками и висящей с краю матерчатой сумкой для учебников, учительский стол со стопкой тетрадок и школьных дневников, счеты, сохранившиеся еще с 50-х… Рядом можно увидеть уникальные в наше время технические средства обучения: старенький, еще первого выпуска, персональный компьютер «Корвет», электрический микрокалькулятор, бобинный магнитофон, электрофон, диапроектор, фильмоскоп. Многие экспонаты и в моей памяти пробудили эпизоды из далекого детства. Да и у других посетителей музея вызвали целый ряд всевозможных чувств и эмоций. Уверена, что и нынешним школьникам они будут не менее интересны.


* * * Первая экскурсия по музею напоминала теплую и долгожданную встречу старых друзей. Трогательные выступления и пожелания гостей, первая запись в книге посетителей, оставленная заместителем председателя райисполкома М. Поповым, альбом о нескольких десятилетиях школьной жизни в Лоеве, подаренный для музея начальнику отдела образования О. Юковской ветераном педагогического труда Е. Пинчук и старинный Часослов середины ХVIII века, врученный настоятелем собора Святой Живоначальной Троицы, протоиереем А. Шихаловым, другие подарки и поздравления — всё это было искренне и очень трогательно.


«Мы будем рады всем посетителям и новым экспонатам». Эту фразу организаторы встречи произносили не раз, особо подчеркнув, что работа по формированию фондов музея еще не завершена, и создатели учреждения очень рассчитывают на понимание и дальнейшее сотрудничество с жителями нашего района. Если кто-то из вас, уважаемые читатели, тоже имеет возможность поделиться какими-либо экспонатами или сведениями, в отделе образования райисполкома вам будут искренне рады. Давайте создавать историю своего края вместе. Для наших детей и тех, кто будет жить после нас. Ф. ДУБРОВСКАЯ, ветеран педагогического труда: — Хорошее дело сделали, полезное, ведь новые поколения учеников зачастую и не знают о том, что представляла собой система образования 10, 20, 50 лет назад, не говоря уже о более ранних периодах. Здесь же, в музее, ребята могут узнать о многом, воочию увидеть то, как выглядели многие школы, классы, чему и как учили их сверстников. Чтобы по достоинству оценить настоящее, то, что мы имеем сейчас, — мы должны знать и помнить о своём прошлом. Тамара ДЕМИДЕНКО, управляющий делами райисполкома: — Я была искренне тронута всем увиденным и услышанным, многих людей — учителей и учеников школ Лоевщины, имена которых можно здесь найти, помню с детства, и это очень добрые, светлые воспоминания. Я благодарна за них тем, кто проделал эту огромную, но, уверена, очень нужную и важную для всех нас работу. Этот музей будет интересен не только учителям, но и каждому жителю района, ведь любому из лоевчан приходилось если не стоять у доски, то сидеть за партой, очень многим — носить школьную форму и алый пионерский галстук, которые помнятся именно такими, какие помещены в музее. Спасибо за это всем, кто принял участие в этом добром деле. Г. БЛИЗНЕЦ, директор СШ им. А. Козлова: — Столько выдающихся людей работало и продолжает работать в системе образования Лоевщины, забывать о них нельзя. И кому как не нам, педагогам, сохранить эту память? Сколько интереснейших экспонатов удалось собрать, и это только начало, необходимо продолжать эту работу, вписывать новые страницы в славную летопись истории образования, истории нашей Лоевщины.


Текст и фото Ольги КОЛЕДЕНКО, «ЛК».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK