ЧЕРЕЗ ГОДЫ, ЧЕРЕЗ РАССТОЯНИЯ

Письмо в редакцию


Недавно в редакцию пришло письмо от нашей читательницы Раисы Андреевны Суржик, из которого мы узнали, что не так давно, благодаря активной поисковой работе, стало известно место гибели и захоронения одного из наших земляков, мужественно сражавшихся и отдавших жизнь за освобождение родной белорусской земли от немецко-фашистских захватчиков. Зовут его Владимир Илларионович Максименко.


* * * «Многие ещё помнят страшное, полное людских страданий и слёз время Великой Отечественной войны, — пишет Раиса Андреевна. — Помню его и я. Никогда не исчезнет из памяти октябрь 1943 года. Мне было 10 лет, когда пришло долгожданное освобождение от немецкого ига. Многие мужчины в это время находились дома (ведь в начале войны они попали в плен, откуда бежали в августе 1941 года), но и задержаться надолго им в родных стенах не довелось. С 1941 г. по октябрь 1943 г. их всех забрали в ряды Советской Армии, чтобы окончательно изгнать врага и защитить свою родину. Был среди них и мой родной дядя Владимир Илларионович Максименко.


 Около двух лет бежавшие пленные прятались от посторонних глаз — это было очень опасно, ведь если бы немецким властям удалось кого-нибудь из них найти, то приговор был бы очевидным — расстрел. Но нашим мужчинам все-таки удалось избежать этой участи. Это я очень хорошо помню.


Отчетливо сохранился в моей памяти и декабрь 1943 года, когда в наш дом пришла похоронка, в которой было написано, что В. И. Максименко погиб смертью храбрых. В ней было указано и место гибели: Хойникский район, деревня Хомичи, Гомельская область, БССР.


Кругом разруха, холод и голод. Супруга Владимира Илларионовича осталась одна с двумя маленькими детьми, и времени на поиски могилки мужа у нее, конечно же, не было.


После семья пыталась разыскать место захоронения родного человека, но все было напрасно.


С 1943 по 2011 год никто из родственников не знал, где покоится тело всеми любимого сына, брата, мужа, отца и дяди Владимира Максименко. Прошли годы, ни на минуту меня не покидало желание во что бы то ни стало найти могилу своего дяди Володи. Вместе с мужем мы испробовали многое: обращались в отделы внутренних дел и исполнительные комитеты Брагинского и Хойникского районов, расспрашивали местных жителей — деревни Хомичи никто не припомнил. И всё-таки мы не теряли надежду. Однажды, во время наших очередных поисков, нам посоветовали обратиться за помощью к сотрудникам музея битвы за Днепр г.п. Лоева, что мы и сделали.


Директор музея, Римма Стадникова, внимательно выслушав всю историю, взялась нам помочь. Вместе с коллегами она просмотрела большое количество изданий книг Памяти: Брагинского, Хойникского и других районов Гомельщины, и только лишь в Калинковичском отыскалась деревня с таким названием. Направив запрос в Калинковичи, Римма Геннадьевна узнала и сообщила нам, что Владимир Илларионович Максименко, могилку которого мы так долго искали, действительно захоронен в деревне Хомичи Липовского сельского Совета. Вместе с родственниками мы побывали в этом населенном пункте, поклонились той земле, где нашел вечное упокоение наш дядя, отдали дань его светлой памяти. Среди множества фамилий, выбитых на гранитных плитах братского захоронения (всего здесь покоится 251 человек), нашли и имя В. И. Максименко.


От всего сердца мы благодарны коллективу музея битвы за Днепр, а также руководству и жителям Липовского сельсовета, благодаря стараниям которых братская могила выглядит очень ухоженной и аккуратной. Спасибо всем большое».


Вместе с письмом Раиса Андреевна передала нам и фотографию своего погибшего родственника. Вот он — мужественный, безгранично преданный своей родной земле и своему народу. За их счастье он отдал свою жизнь. И мы должны помнить о нем и о тысячах таких же защитников нашей родной Беларуси. Вечная им память.


Мария БУХОВЕЦ, «ЛК». Фото из личного архива семьи Максименко.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK