О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ ЗАКОНА «ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Актуально


С 22 января 2012 года вступил в силу Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 300-З (далее — Закон), главной целью которого является улучшение качества жизни людей, максимальное облегчение решения вопросов, с которыми они повседневно сталкиваются, обеспечение доступности, простоты, оперативности разрешения насущных проблем каждого человека.


Прокомментировать основные положения Закона, а также ответить на интересующие вопросы, мы попросили заведующую сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц Лоевского райисполкома Наталью ПОЗНЯК.


— Наталья Ивановна, согласно Закону, понятие слова «обращение» несколько изменилось. Как его следует понимать в новой редакции? Какие права и гарантии имеют заявители и почему им могут отказать в личном приёме?


— В соответствии с Законом, «обращение» — индивидуальное или коллективное заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме.


«Жалоба» — требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов заявителя, нарушенных действиями либо бездействием организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, — гражданин).


«Повторное обращение» — обращение, поступившее в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу два и более раза.


Сфера действия Закона — обращения граждан и юридических лиц, в том числе юрлиц, на которых возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.


Отдельной статьёй в Законе выделено «представительство заявителей при реализации права на обращение». Представители заявителей осуществляют свои полномочия на основании актов законодательства, либо актов, уполномоченных на то государственных органов, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством. Гарантии прав заявителей на обращение не изменились.


В то же время в новом Законе изменились условия личного приёма граждан. Теперь заявителю может быть отказано в личном приёме, когда ему ранее в ходе такого приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо когда переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена. Кроме этого при проведении личного приема по решению руководителя организации могут применяться технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка), о чем заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема.


Закон дополнен статьей «Обязанности заявителей», согласно которой заявители обязаны:


*соблюдать требования настоящего Закона;


*вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;


*своевременно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения;


*исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.


Небольшие изменения коснулись статьи «Порядок подачи обращений и направления их для рассмотрения в соответствии с компетенцией». Теперь в случае, если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием, соответствующие должностные лица не рассматривают обращение по существу, а разъясняют, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении без письменного уведомления.


Порядок рассмотрения устного обращения остался прежним, в случае, если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции организации, в которой проводится личный прием, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом для письменных обращений.


Сроки рассмотрения не изменились: 15 дней, 1 месяц, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок. В данном случае заявители в пятидневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий или сроках рассмотрения обращений по существу. Также в Законе разъяснен порядок исчисления сроков. Так, срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока.


Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца. Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.


В Законе также прописано, что в обращении запрещается употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.


Если ранее необходимо было информировать заявителей о выполнении работ, указанных в обращении, то сейчас письменные ответы могут не направляться заявителям, если для решения изложенных в обращениях вопросов совершены определенные действия в присутствии заявителей. Результаты рассмотрения указанных обращений по существу оформляются посредством совершения заявителями соответствующих записей на обращениях либо в книге замечаний и предложений, заверяемых подписями заявителей, или составления отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий.


В статью Закона «Оставление обращений без рассмотрения по существу» внесены изменения, согласно которым письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения в следующих случаях:


— обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе, если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;


— пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;


— заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;


— с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам. При этом заявитель в течение пяти дней письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения, ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению.


— Наталья Ивановна, а в каких случаях устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу?


— В первую очередь, когда не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей.


Также, если обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием.


Устное обращение не будет рассматриваться, если заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена.


Если заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений, его обращение останется без рассмотрения.


— Нововведением в Законе является порядок рассмотрения электронных обращений. Расскажите об этом подробнее.


— Электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Электронные обращения, поступившие в иные организации, рассматриваются по решению руководителя организации в определяемом им порядке.


Электронные обращения направляются в государственные органы и иные государственные организации посредством глобальной компьютерной сети Интернет на адрес их электронной почты либо размещаются в специальной рубрике на их официальных сайтах в соответствии с установленными законодательством требованиями к содержанию соответствующих сайтов.


Отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме.


Ответы на электронные обращения, а также уведомления заявителям об оставлении их электронных обращений без рассмотрения по существу, уведомления о направлении обращений для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, прекращении переписки, продлении срока рассмотрения обращений направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях.


На электронные обращения даются письменные ответы в случаях, если заявитель в своем обращении просит направить письменный ответ либо в нём отсутствует адрес электронной почты, а также в случае, когда решение о направлении письменного ответа принято руководителем государственного органа или организации, рассматривающих электронные обращения или уполномоченным им лицом.


Ответы на электронные обращения, направляемые на адрес электронной почты заявителя, должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1 статьи 18 настоящего Закона, а также содержать фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы руководителя государственного органа или иной государственной организации, или лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения.


Беседовала Светлана МОТОРНАЯ, «ЛК».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK