Подвиг, неподвластный времени

Гордимся земляком


24 января этого года исполняется 100 лет со дня рождения нашего земляка, Героя Советского Союза, лётчика Григория Сергеевича Пинчука. Накануне столь значимой даты хочется ещё раз вспомнить о славном сыне лоевской земли, о его подвиге, над которым не властно время.


Григорий Сергеевич Пинчук был участником двух войн: советско-финской и Великой Отечественной. В числе первых в стране стал Героем Советского Союза. Им по праву гордится Лоевщина.


Детство героя прошло в Лоеве. Он был старшим из четверых детей Сергея Гавриловича и Екатерины Тихоновны Пинчуков. С ранних лет паренёк приобщился к труду. Отец по долгу службы часто бывал в отлучке (работал на водном, затем на железнодорожном транспорте), поэтому на Грише лежала обязанность помогать матери по хозяйству, присматривать за младшими братьями и сестрой. После окончания школы он тоже стал работать на водном транспорте, затем — на паровозно-ремонтном заводе, учился в Днепропетровском техникуме железнодорожного транспорта.


В 1930-е годы в стране большое внимание уделялось развитию авиации: самолётостроению, подготовке лётных кадров. Объявлялись наборы в лётные школы. И Григорий Пинчук по комсомольской путёвке поступает в Ворошиловградскую школу пилотов. После её окончания в 1936 году, становится морским лётчиком на Черноморском флоте. В это время наш земляк много летал, успешно осваивал новые виды самолётов. Уже будучи старшиной, он командовал звеном скоростных машин — редкий случай в истории авиации, а вскоре был назначен старшим лётчиком.


Мирные полёты Григория Пинчука прервала начавшаяся в 1939 году советско-финская война. С первых её дней он будучи командиром экипажа самолёта-бомбардировщика, участвует в боях с белофиннами, выполняя различные задания командования. Экипаж его самолёта был крепким, надёжным. В одной связке с командиром шли штурман Василий Харламов и стрелок-радист Александр Белогуров. Оба прошли хорошую выучку, имели на своём счету много полётов. Звено, в котором летал самолёт Пинчука, по итогам 1939 года стало первым в авиачасти, которая, в свою очередь, стала первой среди частей авиации морского базирования. Это были лётные кадры высокого класса. И неслучайно именно экипажу Пинчука в феврале 1940 года командование поручило ответственное задание: провести аэрофотосъёмку важных стратегических объектов противника и нанести по ним бомбовый удар.


Морозным утром 2 февраля 1940 года экипаж Пинчука вылетел на боевое задание. Поднявшись до отметки 3000 метров, быстро достигли территории противника, нашли цель. Совершили несколько заходов над объектом. Произвели фотосъёмку, сбросили многопудовые «гостинцы»…


На пятом заходе самолёт был атакован несколькими вражескими истребителями. Завязался неравный бой. Мужественно сражались наши лётчики… Вот уже упал на землю один из вражеских истребителей, оставив в воздухе густой чёрный шлейф дыма. Остальные с ещё большей яростью набросились на советский бомбардировщик, открыв по нему ураганный огонь зажигательными, бронебойными и трассирующими пулями. В самолёте пробиты баки, отказал простреленный левый мотор, и вот уже пламенем объята вся машина… Огненные языки касаются лица командира. Но его обожжённые руки продолжают удерживать штурвал и вести горящий самолёт. И из этого клуба дыма и огня всё ещё вылетают пули. Это беспрерывно и метко бьёт по врагам раненый стрелок Александр Белогуров.


Вышел из строя и второй мотор. Бомбардировщик пошёл в резкое пике. Вот уже высота две тысячи метров, полторы… Вражеские самолёты отстали, считая участь горящего самолёта решенной. Но машина, лишенная моторов, всё же тянула к своей земле. Полуослепший и обожжённый Григорий Пинчук, не выпуская штурвала из рук, неимоверными усилиями удерживал самолёт от падения. Наконец, «летящий костёр» опустился на землю. В приказе по Воздушным Силам Балтики записано: «…Г.С. Пинчук проявил небывалое геройство. Несмотря на катастрофическое положение, в котором оказался самолёт, он произвёл блестящую посадку на лёд Финского залива».


Лётчики выбрались из самолёта, снегом потушили горящую одежду. Много часов, поддерживая друг друга, они брели по льду залива в направлении своего берега. Пинчук несколько раз падал в снег, теряя сознание. Наконец, раненых, обгоревших и обмороженных лётчиков подобрали наши.


В этом бою Григорий Пинчук получил не только сильные ожоги, но и тяжёлое отравление свинцом. Лечился в госпитале в Ленинграде. Здесь он узнал о присвоении ему и всем членам экипажа звания Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1940 года. Нашему земляку были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».


В 1940 году Григорий Пинчук поступил в Военно-морскую академию в Ленинграде. Отныне его жизнь стала тесно связана с Балтикой.


В годы Великой Отечественной войны капитан Г.С. Пинчук, командир авиаэскадрильи, воевал с фашистами на Ленинградском фронте. В одном из воздушных боев он был тяжело контужен, после чего стало беспокоить сердце. Последнее время, как свидетельствуют документы, врачи не допускали его к полётам, но не летать он не мог. Свой последний бой с врагом Григорий Сергеевич принял над Кронштадтом. Когда после боя его самолёт приземлился, лётчика нашли в кабине мёртвым. Причина смерти так и осталась невыясненной. Это случилось 14 мая 1944 года, который был трагическим для семьи Пинчук. Месяцем раньше, в апреле, на фронте погиб их средний сын Михаил. И только младшему Алексею посчастливилось вернуться с войны живым.


Похоронили Григория Сергеевича Пинчука там, где так рано прервался его полёт… В Кронштадте, на аллее Героев. В одном ряду с другими защитниками Родины покоится и наш земляк. А спустя годы, отважному лётчику был воздвигнут памятник, занявший свое почетное место на аллее Героев на его родине в г.п. Лоеве, созданной в честь Героев Советского Союза — уроженцев нашего района.


Одна из улиц нашего горпосёлка носит имя Г.С. Пинчука. В музее битвы за Днепр хранятся его личные вещи, документы, фотографии. Среди них — шлемофон, лётная и орденская книжки, справки 1920-1930 гг., свидетельство об окончании Днепропетровского железнодорожного техникума, лётная характеристика.


Эти уникальные материалы передала нам Елена Тимофеевна Пинчук, двоюродная сестра Григория Сергеевича. Сквозь годы пронесла она его светлый образ, бережно хранит память о брате-герое. В её воспоминаниях он остался очень добрым, чутким, большой души человеком. «Он заботился обо всех, — говорит Елена Тимофеевна, — никого не обделял вниманием, помнил о каждом из своих многочисленных родственников. В семье Григория очень любили. Каждый его приезд в Лоев был большим событием, настоящим праздником для всей родни. Однажды он привёз мне из Евпатории очень красивую куклу. Долгое время она оставалась моей любимой игрушкой». В жизни, по воспоминаниям Елены Тимофеевны, Григорий Сергеевич был весёлым и жизнерадостным человеком, очень любил петь.


В наши дни имя Григория Сергеевича Пинчука стало уже легендой. Такие люди как он — гордость лоевской земли, её бесценное достояние. Патриотизм и верность долгу, самоотверженность, стойкость и готовность к самопожертвованию, доблесть и отвага — эти качества, в полной мере присущие нашему земляку, и сегодня высоко востребованы, являясь примером для подражания и воспитания молодёжи. И хотя уже много лет прошло с тех пор, как совершал свои полёты и воевал с врагом Григорий Сергеевич Пинчук, память о легендарном лётчике, о его подвиге живёт в сердцах лоевчан и будет жить вечно.


В. Анисовец, хранитель фондов музея битвы за Днепр.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK