Задача — дальнейшее совершенствование работы

Подводя итоги


26 января на заседании совета отдела образования Лоевского райисполкома были подведены итоги работы системы образования за 2011 год, определён круг задач, решение которых в текущем году обеспечит её дальнейшее поступательное развитие в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании. В работе совета приняли участие специалисты отдела образования райисполкома и руководители всех учреждений образования Лоевщины.


Открывая мероприятие, Оксана Юковская, начальник отдела образования райисполкома, поблагодарила коллег за работу, проделанную в 2011 году. Результатом совместной деятельности специалистов отдела образования, педколлективов, учеников и родителей стало третье место в соревновании среди отделов образования Гомельщины.


— Это наша с вами общая заслуга, — сказала Оксана Аркадьевна, обращаясь к коллегам. — Кропотливая работа и отлаженная система действий помогли добиться выполнения поставленных задач. Труд каждого из вас есть в этой заслуженной награде. Но победа, конечно же, накладывает и определённые обязательства. Спасибо вам, за ваш труд, за искреннюю заинтересованность в работе, стремление через собственное саморазвитие усовершенствовать педагогическую деятельность, найти нужный подход к детям, совмещать учебный и воспитательный процесс.


Возвращаясь к основной цели собрания, О. Юковская представила новый состав совета отдела образования, озвучила вопросы, подлежащие рассмотрению.


С вопросами организации качественного образования выступила Татьяна Лагуто, главный специалист отдела образования райисполкома:


— Следует отметить, что в качестве знаний учащихся наблюдается положительная динамика. Средний балл успеваемости за первое полугодие 2011/2012 учебного года составил 7,05 балла, что на 0,06 балла выше аналогичного периода прошлого учебного года. Выше районного показатели в Лоевской районной гимназии, средней школе им. А. Козлова, Сутковской и Бывальковской средних школах, Малиновской базовой школе, Карповском детском саду-средней школе, Крупейском детском саду-базовой школе.


По результатам итоговой аттестации 46 % выпускников базовой школы и 60 % — средней школы продемонстрировали высокий и достаточный уровень знаний. Увеличилось количество выпускников, получивших свидетельства с отличием — 11 (2010 год — 7), награжденных золотыми медалями «За отличные успехи в учебной деятельности» — 16 (2010 год — 8). Каждый четвертый выпускник (34) награжден похвальным листом за особые успехи в изучении отдельных предметов (2010 год — 27).


Высокий уровень знаний выпускников подтверждается и на централизованном тестировании. С 2005 года за районом закрепилась первая позиция по белорусскому языку (средний балл в 2011 г. — 43,6, 2010 г. — 36,11). В рейтинге районов области выпускники прошлого года имеют первое место по русскому языку, второе — по географии, третье — по биологии. В результате, средний балл выпускников района по итогам централизованного тестирования 2011 года составил 36,1 балла (2010 год — 29,1 балла), областной показатель — 34,1 балла. По этому показателю наш район занимает 7 место в области. Наибольшая заслуга в этом педагогов и выпускников Лоевской районной гимназии, Бывальковской средней школы, Лоевской средней школы им. А. Козлова.


Хороший результат принесло району участие наших ребят в республиканской олимпиаде: диплом второй степени по белорусскому языку, третьей степени — по математике, два диплома второй степени — по астрономии и немецкому языку. Успех обеспечили учащиеся Лоевской районной гимназии. Среди учащихся 4—9 классов диплом второй степени по техническому труду у представителя Лоевской средней школы им. А. Козлова, диплом третьей степени по немецкому языку — Малиновской базовой школы. Тем не менее, надо признать, что не во всех учреждениях образования на должном уровне организована работа с одаренными учащимися. Над этим ещё придётся потрудиться.


Перед нами стоит основная задача — совершенствование качества образования. Это возможно только при условии профессионализма, высокой степени личной ответственности и неравнодушного отношения каждого члена педагогического коллектива — от учителя до руководителя.


Необходимо постоянно совершенствовать педагогическое мастерство учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации.


Уважаемые коллегии! Разрешите пожелать вам стремления к достижению высоких целей. Пусть работа приносит удовлетворение и ощущение реализации личностного потенциала, вызывает чувство удовлетворенности плодами своей деятельности, результатами своего труда!


Итоги работы системы дошкольного образования района озвучила Ксения Коледа, методист по дошкольному образованию:


— Деятельность отдела образования и учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, осуществляется в рамках законодательства Республики Беларусь в сфере дошкольного образования, направлена на решение задач охраны и укрепления здоровья детей, создания безопасных условий пребывания воспитанников в детском саду и на разностороннее, адекватное возрастным особенностям и возможностям, развитие детей дошкольного возраста.


Дети 5-летнего возраста на 100% охвачены подготовкой к школе. Дошкольные учреждения района посещают 488 воспитанников. По сравнению с 2010 годом, выросло количество групп кратковременного пребывания детей. В апреле-мае в городских садах функционировали адаптационные и прогулочные группы, которые посещало более 30 детей раннего возраста. В сельской местности такие группы были организованы в Малиновском, Переделковском и Ручаёвском д/с-СШ.


С целью развития творческих способностей активизировалась работа по оказанию дополнительных образовательных услуг в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования (19 кружков на платной основе — 206 воспитанников. В 2010 году — 15 кружков). Приоритет в кружковой работе отдан эстетической и физкультурно-оздоровительной направленности. В дошкольных учреждениях оказывается коррекционно-педагогическая помощь воспитанникам с особенностями психофизического развития.


Безусловно, главная задача в системе дошкольного образования — охрана жизни и здоровья детей. В сравнении с 2010 годом, за 2011 год заболеваемость снизилась на 4,3 дня. Следует сказать, что в районе создана система мониторинга состояния здоровья воспитанников. Информация о его результатах ежемесячно отслеживается. Деятельность дошкольных учреждений по созданию условий для обеспечения качества организации образовательного процесса определена постановлением Министерства образования РБ «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 24.09.2007 года № 50. Процент обеспеченности дошкольных учреждений необходимым оборудованием составляет 65%. Есть проблемы в укреплении и развитии материально-технической базы дошкольных учреждений. Остаётся низкой обеспеченность средствами обучения и игровым оборудованием развивающего типа.


Анализ состояния качества дошкольного образования показывает, что наряду с отмеченным позитивным опытом существуют проблемы, требующие решения. Отсюда вытекают следующие задачи:


Необходимо продолжить целенаправленную работу по повышению профессионального уровня педагогических работников дошкольных учреждений, провести «Неделю профмастерства» в каждом дошкольном учреждении образования. Организовать дополнительную работу по повышению уровня взаимодействия с семьёй: изучение спроса родителей на дополнительные образовательные услуги, включение семьи в образовательный процесс. Продолжить работу по снижению уровня заболеваемости, наладив эффективное взаимодействие с учреждениями здравоохранения, родителями. Изыскивать резервы и пополнять материально-техническую базу.


О совершенствовании воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы докладывал Александр ПРИЩЕПОВ, главный специалист отдела образования:


 — В районе сложилась целостная система воспитания, в центре которой находится ребенок. Не формы, не методы, не приемы, а именно ребенок, с его запросами и возможностями. Целенаправленная работа позволила достичь позитивных результатов. Обеспечена положительная динамика вовлечения школьников в систематические занятия в кружках и спортивных секциях. Наметилась определенная стабильность и системность в организации работы шестого школьного дня. В субботние дни организована работа 80% объединений по интересам, открыто 14 клубов «Общение» для подростков, 13 кружков на платной основе.


Для каждого учреждения актуальна задача поиска новых современных форм занятости несовершеннолетних, которые действительно увлекут учащихся, раскроют их потенциальные возможности. Продолжена работа по реализации творческих способностей и интересов детей с особенностями психофизического развития, детей-инвалидов. На базе центра творчества детей и молодежи в течении 3-х лет действует кружок «Веселая кисточка», традиционным стало проведение новогодних утренников для детей-инвалидов, подготовка праздничной программы воспитанниками центра творчества детей и молодежи, приуроченной Дню инвалида.


Достаточно эффективна работа по профилактике преступлений среди несовершеннолетних. В результате проводимых мероприятий не было зафиксировано ни одного преступления с участием учеников района, однако отмечается рост правонарушений — 87 против 43 в 2010 году, что указывает на недостаточную работу учреждений образования и специалистов других служб в данном направлении. По состоянию на 1 января 2012 года на учете в инспекции по делам несовершеннолетних состоит 32 учащихся, а на внутришкольном контроле — 15 подростков. На каждого учащегося, состоящего на профилактическом учете, разрабатывается индивидуальная программа коррекции, в реализации которой принимают участие специалисты СГШС, представители РОВД, родители, общественный воспитатель. 100 % данной категории школьников вовлечены в спортивные секции и кружки, объединения по интересам в учреждениях образования.


Основной критерий школы — социальная успешность каждого ученика, выбор приемлемого места в обществе. Для этого проводится профориентационная работа с учащимися (организуются встречи с представителями ВУЗов, ССУЗов и ПТУ, чтобы помочь ребятам выбрать рабочую специальность), значительно активизировалась деятельность по обеспечению занятости детей.


Вместе с тем, организация воспитательной работы в учреждениях образования пока далека от идеала и требует решения ряда задач.


Одной из них является профилактика противоправного поведения учащихся. Педагогическим коллективам учреждений образования следует обратить особое внимание на занятость всех ребят и особенно тех, кто состоит на различных видах учета.


В молодежной среде потребности вести здоровый образ жизни не является доминирующим. Поэтому необходимо чаще привлекать учащихся к волонтерской деятельности, создавать инициативные группы из старшеклассников, которые могли бы распространять информацию о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков, обучать подростков навыкам уверенного поведения по принципу «равный обучает равного».


Особое внимание следует уделить поиску новых видов занятости учащихся в свободное от учебы время, расширению объединений по интересам технической направленности.


Необходима организация сотрудничества между учреждениями образования на предмет обмена опытом в организации воспитательной работы.


Информацию об исполнении бюджета за 2011 год по отделу образования Лоевского райисполкома представила Лидия ТУЖИК, заместитель главного бухгалтера районного отдела образования:


— По итогам работы за 2011 год подведомственными учреждениями образования проделана значительная работа по выполнению показателей внебюджетной деятельности. За январь-декабрь 2011 года поступило 280,8 млн.руб. (131 % к уровню 2010 года), из них 27,5 млн.руб. — спонсорская, шефская помощь, 40,8 млн.руб. — помощь родителей через попечительский совет; 95,6 млн.руб.— гуманитарная помощь.


Средства, поступившие от внебюджетной деятельности, направлены на текущий ремонт зданий и укрепление метериально-технической базы учреждений образования. Фактический объем платных услуг за 2011 год составил 254,1 млн.руб., против 224,6 млн.руб. в 2010 году.


Однако руководителям, которые еще ждут, работают не в полную меру по развитию внебюджетной деятельности, расширению дополнительных образовательных услуг следует более активно включаться в работу. Школа не только должна, но и может зарабатывать деньги. Все зависит от позиции руководителя. Если он убежден в важности этой деятельности, то сможет убедить коллектив, детей, родителей. Пришло время, когда нельзя ждать, когда и сколько дадут. Этому надо учить и детей, тогда они пойдут в жизнь не с принципом «дай», а с принципом «заработаю».


В 2012 году перед нами стоит задача расширения спектра дополнительных образовательных услуг — репетиторство, подготовка детей пятилетнего возраста к обучению в школе, дополнительная подготовка учащихся по предметам, развитие компьютерной грамотности, логопедические консультации и занятия.


Как отметила Оксана Аркадьевна, в целом, озвученные специалистами задачи, поставленные перед педколлективами на текущий год, выполнимы. Чтобы достичь результатов, необходимо всегда помнить, что во главе любого успеха стоят труд, инициатива, вера в себя… «Надо всегда помнить о том, — резюмировала руководитель отдела образования, — что всё то, что мы делаем, делаем для наших детей, нашего будущего».


Приятным завершением заседания совета стало торжественное награждение Почётными грамотами отдела образования победителей районного соревнования среди школ и дошкольных учреждений Лоевщины. Под заслуженные аплодисменты коллег Оксана Аркадьевна вручила их руководителям Лоевской районной гимназии, средней школы им. А. Козлова, Малиновской общеобразовательной базовой школы, детского сада № 1 горпосёлка.


Записала Людмила КРАВЦОВА, «ЛК».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK