Чернобыль вчера, сегодня, завтра…

Тема аварии на Чернобыльской АЭС нечасто звучит в средствах массовой информации. Но накануне годовщины, спустя 27 лет после аварии, нельзя думать о ней, как о событии, ушедшем в прошлое. Эта катастрофа продолжает оказывать воздействие на все сферы жизнедеятельности, и нельзя быть уверенным в том, что самые негативные последствия для здоровья людей уже позади. Чернобыль, радиация, радионуклиды… Сколько тревоги вносят эти слова в нашу жизнь! Это как многовековая война, последствия которой будут ощущать даже наши самые далёкие потомки.
Сейчас уже не важно, кто именно виноват в произошедшем. Ведь в результате пострадали все — бездумные экспериментаторы и те, кто молчаливо позволял это делать. Черный день Чернобыльской трагедии — общий для всех, затрагивающий судьбу каждого человека: тех, кого он зацепил своим нехорошим крылом, и тех, кто позднее родился далеко от изуродованной земли. Этот день будет всегда всех объединять одним воспоминанием, одной печалью, одной надеждой.

Именно об этом заставляют задуматься работы белорусских художников, представленные в музее битвы за Днепр на выставке «Чернобыль вчера, сегодня, завтра», а также выставка детских творческих работ из Брагинской школы искусств, участников регионального конкурса. Художники Виктор Шматов, Виктор Барабанцев, Владимир Кожух, Николай Цудик и Валерий Шкарубо остро прочувствовали и умело перенесли на полотна всю боль утрат, переживаний и страданий народа. Каждая из работ отражает те трагические дни и месяцы после чернобыльской катастрофы. «Драма над Припятью», «Эвакуация», «Прощание с домом», «В эпицентре», «Город Припять» — это лишь некоторые названия картин. Все они рассказывают о значимых и незначимых эпизодах жизни в пораженных радиацией населенных пунктах. Например, на многих работах изображены моменты эвакуации населения. На картине В. Кожуха «На минутку» люди по старому обычаю «присели на дорожку», а на заднем плане картины — автобусы, которые ждут людей для эвакуации. О многом говорит и картина «Вторжение», где изображена священная для Беларуси птица — аист, падающая на землю. Это, как известно, предвещает беду. Но, несмотря на то, что птица погибает, она своим крылом прикрывает родную белорусскую землю от атомного облака, которое художник нарисовал в виде воронов. Картина В. Барабанцева «В эпицентре» показывает работу военных на самой Чернобыльской станции. В то время на ликвидацию последствий аварии были брошены 800 тысяч солдат, которые подверглись очень сильному радиоактивному облучению.
Каждую свою картину художники пропитали человеческой болью и страданием. Их многоразовые поездки в пострадавшие от катастрофы районы сами определили творческие направления. С помощью кистей и красок им удалось тонко запечатлеть замершую жизнь, одичавшую природу отселенных деревень, и, кажется, даже все переживания людей переданы через холст. Этим они сохранили для истории то время, которое поделило жизнь людей на до и после трагедии.
Работы художников не столько отсылают к прошлому, сколько заставляют чувствовать и думать о будущем. О том, что не должны на земле стоять заброшенные города, где не выйдет из-за угла молодая мама с коляской, не проедет мимо машина, не закричит радостно ребенок. Это эмоциональные полотна. Каждая — метафора. Каждая — история. Это неутешающая выставка. Но вас не должно это останавливать. Она продлится лишь до 27 апреля.
Татьяна БЕЛОВА, «ЛК».

На снимке: учащиеся Уборковской средней школы.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK