С праздником Преображения Господня!

sprazdnikomВы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!
Апостолы с самого начала не столько знали, сколько чувствовали, что Иисус из Назарета — Бог. «Христос, сын Бога живого» — так сказал о Нём Пётр задолго до крестных страданий Спасителя. Однако осознать до конца всю Божественную сущность своего Учителя они не могли — как не смог бы ни один человек. Но Спаситель точно знал, когда и как завершится Его земной путь и что последует за этим. Поэтому Он начал готовить учеников к Своему Воскресению ещё до распятия…
Незадолго до Своих крестных страданий Спаситель с тремя ближайшими учениками — Иоанном, Иаковом и Петром — поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. Во время молитвы ученики с величайшим изумлением увидели, как Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
В это же время явились на гору два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, причем Моисей к тому времени давно умер, а Илия никогда не умирал, он был взят на небо живым. То есть на встрече с Христом Моисей представлял мир мертвых, а Илия — мир живых. Они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» — то есть о страданиях и смерти Христа на Голгофе.
Наблюдая это, апостолы были поражены, но не испуганы. Напротив — их души охватила радость, ведь такого очевидного и ясного подтверждения Божественности Учителя никто из них не ожидал. «Равви! — сказал в восторге Петр, — хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». Куща — это шатер, или палатка: Петру так понравилось на горе Фавор, что он предложил Спасителю остаться там жить.
Но апостолов в этот день ожидало еще более сильное потрясение. Вдруг на них сошло и покрыло светлое облако, из которого раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». С горы все спускались, не проронив ни слова. И только уже у подножия Иисус обратился к апостолам с просьбой никому об увиденном не рассказывать, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
В народе Преображение называют Вторым, или Яблочным Спасом. Почему? Как известно, мы приняли православную веру от Византии. А по византийскому Типикону (Богослужебному уставу) в этот праздник было принято освящать виноград нового урожая. Виноград в нашей средней полосе не очень приживается, зато к этому времени созревают яблоки. Но освящать в этот день можно любые плоды — главное, не забыть поблагодарить за них Того, Кто, как сказал Иоанн Златоуст, преобразился на горе Фавор, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Материал подготовила Светлана МИСОЧЕНКО, «ЛК».

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.