Профессию выбрала сердцем

Человек рождается в этом мире не просто так. У каждого — своё собственное предназначение. Порой мы начинаем задумываться о том, правильным ли делом занимаемся, смогли бы реализоваться в другой сфере деятельности? Таких вопросов никогда не задавала себе Т.В. ПОТАПЕНКО , определившись с профессией педагога ещё в школьные годы. Ключевую роль в её решении сыграли отец и учитель математики.
Родилась Тамара Васильевна 1 июня 1946 года в д. Салабуда Кормянского района в многодетной семье. Отец Василий Дмитриевич Сподабаев на фронте получил тяжёлое ранение и вернулся с войны инвалидом. Это не помешало ему вести полноценную жизнь, наравне со всеми трудиться, а вечерами после работы помогать жене управляться с домашними делами. Ночами хозяину не спалось. Когда все засыпали, мужчина любил мастерить. И уже утром возле детских кроваток стояли новенькие валенки (подарок от папы). В столь поздние часы мог делать мебель. Тишина вдохновляла и помогала сосредоточиться. Мать Мария Калиновна занималась воспитанием семерых детей, трудилась по хозяйству. В детстве маленькая Томочка часто слышала от отца слова восхищения в адрес самой благородной и востребованной профессии. «Учитель — это святое», — постоянно повторял Василий Дмитриевич, мечтая о том, чтобы его сыновья и дочери стали педагогами. «Первыми его желание осуществили старшие братья — Афанасий и Платон, — рассказала Т.В. Потапенко. — Впоследствии по их стопам пошли и мы с сестрой Любой. Младшие братья выбрали сельскохозяйственную отрасль».
Воспоминания героини публикации устремились в детство. Ближайшая школа находилась недалеко, в соседней деревне. Учёба нелегко давалась девочке. Отец, будучи мудрым человеком, не наказывал за оценки. Вместо этого он пригласил в гости знакомого математика. Под его руководством школьница правильно и быстро решила задачу. Учитель, отметив способности Тамары к точным наукам, крайне удивился её невысоким отметкам по предмету. «После этого родители решили перевести меня в школу, находившуюся на расстоянии 14 км от родной деревни. Учителем математики был Г.Г. Ганжуров. Отличный предметник, знаток детской психологии, умел найти подход к каждому учащемуся, — говорит Тамара Васильевна. — Первую контрольную я написала на «двойку» и очень расстроилась. Вторую выполнила с помощью преподавателя и получила «пять». Такой поворот событий меня просто ошеломил. Аккуратно вырисовывая в журнале цифру «5», Григорий Григорьевич попросил в следующий раз также успешно решать, но уже самостоятельно. Его просьба послужила хорошим стимулом к упорному труду. Всё свободное время проходило за учебником. Если что-то не понимала, оставалась после уроков. В итоге по третьей контрольной работе мне заслуженно поставили «отлично». В скором времени точные предметы стали моими любимыми. В олимпиадах по математике, физике, химии занимала призовые места. До сих пор Г.Г. Ганжуров является для меня образцом для подражания на педагогическом поприще. Благодаря любимому наставнику я выбрала единственную профессию, в которой лучшим образом смогла реализоваться не только как специалист, но и как личность. В своей деятельности часто применяла методику преподавания Григория Григорьевича. Подчас, сталкиваясь с трудностями, старалась понять: как бы в этой ситуации поступил Г.Г. Ганжуров. Это всегда помогало найти правильное решение».
После окончания средней школы лучшей выпускнице предложили работу в должности учителя математики на замену отпуска по уходу за ребенком в Струменской школе Кормянского района. За это время Тамара Васильевна окончательно определилась с выбором будущей профессии и поступила в Гомельский университет на физико-математический факультет на заочную форму обучения. Спустя год, после выхода основного работника, молодому специалисту пришлось уволиться. С трудоустройством помог старый знакомый, предложивший место в Моховской средней школе. В 1966 году девушка прибыла в Лоевский район навстречу новой незнакомой жизни. «Сельчане отнеслись ко мне со всей душой, — повествует героиня публикации. — Добрейшая женщина — Мария Михайловна Артёменко — заботилась обо мне как о родной дочери. Я благодарна ей за доброжелательность, помощь и искреннее участие в моей жизни. В Мохове познакомилась с будущим мужем Иваном. Когда поженились, жили в Козерогах, а в 1981 г. перебрались в горпосёлок. В этом общеобразовательном учреждении отработала 33 года до его закрытия. А потом ещё три года до выхода на заслуженный отдых трудилась в Колпенской базовой школе».
За годы практики Т.В. Потапенко выработала свою методику преподавания. Всегда старалась вызвать интерес учащихся к математике. Поэтому к урокам готовилась тщательно, придумывала новые формы работы, старалась найти индивидуальный подход к каждому школьнику, дополнительно занималась с детьми во внеурочное время. «Работа в школе всегда была в радость, — отмечает Тамара Васильевна. — Мне повезло трудиться в дружном и сплочённом коллективе. А самая ценная награда для меня — ученики, сумевшие применить полученные знания при поступлении, получить профессию и найти своё место в жизни. Отрадно, что многие стали учителями (Л.В. Кузнецова, В.В. Подольницкая, В. С. Будник и др.)».
Династию педагогов продолжила дочь Светлана в качестве логопеда. Сын Александр, хоть и не пошёл по стопам матери, выбрал не менее достойный путь, став военнослужащим.
Общаясь с этой удивительно позитивной и открытой женщиной, невозможно не восхищаться её энергичностью и жизнелюбием. Для неё не существует возрастных ограничений. Тамара Васильевна никогда не сидит на месте. Она и с огородом лихо управляется, и грибы заготавливает на зиму, и разнообразными консервациями заполняет свой погребок. В то же время не забывает любимую профессию: со старшими внучками охотно занимается математикой и с интересом разгадывает головоломки. Дети гордятся мамой, а внуки от такой бабушки просто в восторге.
Текст и фото Ольги Крупейченко, «ЛК».

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.