Память сохранил для жителей Лоевщины

Время безжалостно: оно как создает ценности, так и разрушает, если кто-либо не берет их под свою защиту. «Сохраним нашу историческую родину» — девиз Международного дня памятников и исторических мест, ежегодно отмечаемого во всем мире 18 апреля. Культурное наследие Беларуси является национальным достоянием республики, обладать которым почётное право и большая ответственность. Уберечь и сохранить это наследие для потомков — обязанность не только общественности, но и каждого человека.

Константин Фёдорович Грицков родился в августе 1932 года в многодетной семье в деревне Чаплин. С детства интересовался работой хлеборобов, пытался узнать все мелочи изготовления крепкого и надежного кирпича, выпускаемого в их деревне, с увлечением наблюдал, как отец занимался ремесленничеством и мог смастерить любую конструкцию, которую увидел хотя бы мельком. Многие предметы домашнего обихода они делали вместе. Маленький Костя был не просто любознательным мальчишкой, но и стремился всему научиться. Не суждено было сбыться его желаниям. Всё разрушила война…
Зверства фашистов, ужас в глазах земляков, смерть и слёзы, холод и голод в 1943-м году сменились мучительными испытаниями в концлагере города Цельтвега. В 10 лет паренёк сразу стал взрослым, получив номер узника. Прошла жизнь, а он помнит, ведь каждая минута того времени казалась вечностью. Возможно, именно поэтому он готов рассказывать обо всем, не упустив ни единой детали. «Что кушал на завтрак — не помню, — улыбается дедушка, — а вот события тех лет могу передать в подробностях». Такова сила боли человеческой души.

После войны, окончив школу, Константин Фёдорович мечтал о восстановлении разрушенного хозяйства, о процветании деревень и городов. Поэтому он поступил в школу ремесленничества под Москвой, где получил востребованные в то время специальности мраморщика и инструктора по оборудованию печей. Молодой и энергичный, он с энтузиазмом трудился во многих городах Советского Союза, где люди жили без тепла и уюта, обогреваясь простыми буржуйками. Его бригада восстанавливала деятельность котельных, делала печи в Приозерске Ленинградской области, строила целлюлозно-бумажный комбинат, спиртзавод, Дом культуры. Потом юноша участвовал в строительстве и обработке мрамором Московского университета на Ленинских горах. И в Закавказье, где парень проходил срочную службу, он смог показать свое мастерство и умение: делал печи, рисовал стенды, учил мастерству своих товарищей.

Вся жизнь Константина Грицкова — во благо других, чужих и родных. Он очень любил семью, готов был пожертвовать ради них всем, что у него есть. Трудясь днём и ночью, мужчина был счастлив, ведь его родные смогут жить в новом доме. Но вскоре заболела жена, дети тоже начали кашлять. Вердикт врачей был неутешительным: болезнь вызвана сыростью, исходящей из-под пола. И хозяин без единой капли сожаления принялся за строительство нового здания. В родном совхозе «Восход» под его руководством делали печи, сараи, склады. Многие сельчане до сих пор с благодарностью отзываются о творении его рук. Никому он не отказывал в помощи и для многих остался великим тружеником, хорошим соседом, заботливым семьянином. Мы многим обязаны этому человеку. На Лоевщине в некоторых деревнях несут земляки цветы к братским захоронениям. И никто даже не догадывается о причастности Константина Фёдоровича к этим священным местам…

В далеком 1956 году Советом Министров БССР было принято постановление №202 о перезахоронении останков погибших воинов Советской армии и партизан в братские могилы. Включился в эту работу и Лоевский район, потом появились первые памятники: кирпичные оштукатуренные тумбы с мемориальной плитой. С годами многое менялось, и в начале семидесятых в Украине были изготовлены настоящие современные монументы: фигуры солдат с автоматом, преклоненным коленом и другие. Доставлялись эти памятники в Беларусь на открытых платформах товарных поездов. Потом их развозили по городам и деревням. Печально, но подобная история — белое пятно нашего региона.

В Страдубке, где жил герой нашей публикации, привезли цементную фигуру солдата, сгрузили и… забыли. Время было тяжелое, люди старались крепко стать на ноги, обустроить жилье, помочь детям. Почему так случилось? Остается только догадываться: прошлый век отошел в историю. Но это было. Долго проходил мимо этого места Константин Фёдорович, тяжело вздыхая. Но, когда однажды увидел, что дети играют и прыгают по этому сооружению, мужчина решил действовать, ведь никогда он не был равнодушным, особенно к памяти. Письмо в Министерство обороны подняло всех на ноги: вскоре приехала комиссия и поступил приказ: срочно отремонтировать и установить! Настоящих специалистов-реставраторов тогда не было, и правление совхоза обратилось к герою публикации с просьбой помочь.

За два года памятники, находясь на земле, начали деформироваться: где-то осыпалась штукатурка, отломались детали и т.д. Константин Фёдорович согласился попробовать сделать реставрацию. Мастер потребовал документы, эскизы, фотографии, специальные инструменты, материал, ручной тальк. И началась кропотливая работа. Рассчитывая точно по миллиметру, он восстанавливал каждую деталь, обрабатывал особым материалом, чтобы раствор не осыпался. Эта деятельность захватила его целиком. Он сумел сделать все качественно и правильно. Его руками реставрированы памятники в Крупейках и Колпени.

Во время транспортировки сильно пострадал памятник, привезенный в Деражичи, отломалась рука воина, не хватало многих фрагментов. Что-то привезли из Уборка, но работы было много, а времени — мало. Посоветовавшись с родными, глава семейства решил не ездить домой каждый день, а жить в деревне. Он вставал до зари, ложился очень поздно. В помощники попросил только подсобного рабочего, со всем остальным справлялся сам. По нивелиру выравнивал наклон постамента, убрал дефекты, исправил повреждения, укрепил и установил. Ювелирную работу выполнял фигурными инструментами, победитовыми свёрлами. Около месяца ушло на реставрацию, но он был счастлив. Принимая благодарности членов райкома партии, простой сельский житель гордился тем, что сумел сохранить память об огненных сражениях, о людях, подаривших мир и свободу таким же, как он. За двадцать дней до открытия памятника работа была закончена. До сих пор в сердце дедушки осталось сожаление о том, что не смог отштамповать реставрированные детища — просто у него не было тогда фольги. И только в родной деревне, где все было обработано подобным материалом, председатель сельского Совета и сейчас благодарит пенсионера за проделанную работу.

Живые свидетели Великой Отечественной войны. Они ждали от жизни счастья и радости, потому что были детьми. Их детство опалила война, но они выжили. Их память не притупилась — живая и острая, как у молодых. Она хранит все даты, имена, детали и картины пережитого. Стоит только подумать… Трудно потом успокоиться, отогнать горькие мысли… Ох, как же много боли может вытерпеть человеческое сердце! Как тяжко нести ее в себе через всю жизнь и делать все возможное, чтобы выросшее в ХХІ веке поколение никогда не узнало даже отголосков той боли… Но помнило…

Текст и фото
Натальи Апанасенко, «ЛК».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK