Герой с Лоевщины о небе мечтал с детства

13 марта исполнилось 75 лет со дня присвоения звания Героя Советского Союза нашему земляку Акиму Павловичу Карпенко.

Встреча двух героев

В начале пятидесятых годов в Лоеве у места слияния Днепра и Сожа встретились два бывших одноклассника. Они не виделись большую половину жизни и, если бы не эта встреча, возможно, ни за что бы не узнали друг друга. Оба — отставники военно-воздушных сил, у каждого на груди — Золотая Звезда Героя. Только один вернулся в родной Лоев навсегда, а другой приехал на побывку из далекого Тирасполя, где обосновался после службы. Они с удовольствием бродили по улицам своего детства, вспоминали школу, прогуливались по берегу Днепра, где когда-то купались, встречали и провожали баржи и пароходы, ловили рыбу. Алексей Васильевич Козлов и Аким Павлович Карпенко в детстве были закадычными друзьями. Окончили школу, разъехались в разные уголки Союза и посвятили себя небу. Мечтали они о мирных полетах, но судьба распорядилась иначе.

Путь в небо

Аким Павлович родился в 1915 году в Лоеве, в семье рабочего. Работал токарем в Ленинградской судомеханической школе «Юный водник», достойно отслужил в рядах Советской армии. Но мечта о небе не оставляла парня ни на минуту. И он добился своего: быстро пролетели годы обучения в  Ленинградской военной школе авиационных техников по вооружению, потом  в Оренбургском военно-авиационном училище штурманов и на Кировабадских курсах штурманов звеньев. Как комсомолец и патриот, в июне сорок первого он сразу отправляется на фронт. Сражался на Южном, Юго-Западном, Северо-Кавказском фронтах, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, освобождении Кавказа, Румынии, битве за Берлин. Был штурманом авиаэскадрильи. Бомбил наш земляк  вражеские эшелоны и склады, промышленные центры и переправы, морской конвой и порты. Летал за линию фронта, чтобы доставить в тыл врага парашютистов-разведчиков, партизанам — оружие, листовки. Обучал  молодых авиаторов летному искусству, умению воевать в небе.

Скромный вклад в разгром врага

Майор Карпенко совершил 308 боевых вылетов, из них 184 на бомбардировку дальних объектов противника. Он сбил 13 самолетов противника на аэродромах и 4 — в воздушных боях, уничтожил 14 танков, 56 автомашин с военными грузами, 13 складов, 4 моста и переправы, нанеся гитлеровцам большие потери в живой силе и технике. Он пробыл в воздухе в общей сложности 2500 часов. Сотни раз встречался со смертью и выходил живым из поединка. Не единожды экипаж Карпенко возвращался с задания на поврежденной машине, на которой, казалось бы, летать было невозможно, за что в полку и были прозваны «огненными летчиками». Его вклад в разгром врага высоко оценила Родина. 13 марта 1944 года Аким Павлович был удостоен высшей воинской награды —  Золотой Звезды Героя Советского Союза  с вручением ордена Ленина. Кроме того, А.П. Карпенко в годы войны был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Александра Невского и многими медалями.

Авиация вошла и в личную жизнь героя

…Его женой стала Евдокия Андреевна Никулина, летчица, Герой Советского Союза. В годы войны она командовала  авиаэскадрильей 46-го гвардейского Таманского ночного легкобомбардировочного  женского авиаполка. Немцы называли их эскадрилью «Ночными ведьмами», советские солдаты ласково величали «небесными ласточками».

За 21 год службы в армии с декабря 1933 по июнь 1954 он прошел путь от авиационного техника до подполковника. Жил с семьей в Ростове-на-Дону. После развода с женой лётчик переехал в Тирасполь, потом в Бендеры и работал там простым матросом на пароходе. В последние годы тяжело болел: постоянно напоминали о пережитом гипертония и ишемическая болезнь сердца. Не дожив 7 дней до 59-го дня рождения, он умер в 1974 году и был похоронен с воинскими почестями на старом кладбище города. На могиле стоял обелиск с фотографией и скромной надписью «Вечная слава герою». Получив телеграмму из военкомата, его родители и брат Анатолий поспешили на вокзал. Отец Павел Трофимович в свои 88 лет не смог справиться с горем и умер на перроне. Мать осталась хоронить мужа, и только брат смог проводить Акима в последний путь. За могилой долгое время ухаживали учащиеся школы № 15 города Бендеры.

Мы память в сердце сохранили

Племянница Героя Ирина Хищенко сейчас проживает в России. С теплотой и любовью она хранит память о легендарном родственнике.

Последний раз я видела дядю Кима в 1955 году, когда наша семья проживала в Лоеве. Я всегда ждала его приезда, восхищалась военной формой и любила рассматривать награды. Он был добрым, внимательным человеком. Умел радоваться каждому мгновению, много шутил. К сожалению, невозможно вернуть время и что-то исправить.  О его детстве и юношеских годах я не знаю, и спросить сейчас не у кого. В 2009 году я разыскала, смогла навестить и поклониться месту, где он обрел вечный покой.  Для себя я открыла то, что Аким Павлович был очень скромным человеком. В Бендерах никто даже не догадывался, что рядом живет Герой Советского Союза. В городе узнали о легендарном лётчике лишь в день похорон, когда гроб с телом был выставлен в клубе завода «Судостроитель». А в 2010 году в моем доме раздался звонок из Тирасполя: секретариат  Президента просил дать согласие на перезахоронение А.П. Карпенко на воинском Мемориале славы, где увековечены имена более 1400 защитников, погибших при освобождении г. Бендеры 23 августа 1944 г.  Конечно, мы согласились, и снова поехала к нему, присутствовала на процессии перезахоронения, которая проходила в траурной и торжественной обстановке. После отпевания солдаты роты почётного караула установили его на лафет бронетранспортёра, покрыв красным флагом с изображением серпа и молота и красной звезды. Кортеж двинулся под удары барабана к Мемориалу воинской славы. Все понимали, что провожают ещё раз в путь человека-легенду, летчика-героя, отца и брата. Я была растрогана до глубины души тем вниманием, которое оказывает Правительство Приднестровья защитникам, прошедшим суровые тропы войны, покорившим небо. Все выступающие на митинге говорили о том, что А.П. Карпенко получил достойное признание от соотечественников, ведь горожане Бендер, пережив войну и трагедию 1992 года,  никогда не забудут цену жизни и сохранят память о погибших и умерших. Вместе с Президентом мы открыли бюст Акима Карпенко и гордо слушали  гимн СССР. Для меня процессия закончилась только тогда, когда я передала в музей битвы за Днепр флаг, мешочек с землей и подлинники подробных материалов о герое. Я рада, что имя моего дяди увековечено на Аллее Героев в его любимом городке, где установлен памятный обелиск. Спасибо за память, лоевчане.

Быстро пролетают годы, многое меняется вокруг. Но не меняется суть человеческой души: её величие и крепость, а сила мужества и стойкость остаются в той же высокой цене, что и раньше. Мы не в силах остановить время, но мы можем сохранить память.  И это наша святая обязанность.

 Наталья Апанасенко, «ЛК».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK