Уроки жизни в сельской школе Лоевского района

Так устроен мир, что каждый человек оставляет свой след на земле. Но каким он будет, зависит лишь от нас самих. И только учитель в силу своей профессии оставляет незримый след в душе каждого ребенка. Именно педагоги с первого шага школьной жизни и до выпускного вечера передают детям знания, чтобы, придя в первый класс совсем крохами, из школы они вышли взрослыми людьми, уверенными в себе и своих силах. Ведь жизненное кредо любого учителя — светить, любить, творить, зажигать, не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, любить и уважать детей, находить особую изюминку в каждом занятии и видеть в воспитанниках личностей, которые завтра будут лечить больных, учить малышей, бороздить поля, выращивать хлеба, осваивать новые технологии.

Именно такие учителя трудятся в нашем учреждении образования. О них можно говорить бесконечно, ведь деятельность педагогического коллектива направлена на будущее и все они в ответе за него. Нет в школьном расписании предмета «Проф-ориентация», но педагоги понимают: выбор профессии — не минутное дело, и оно может оказаться самым трудным. Поэтому в учебно-воспитательном процессе красной нитью определены задачи: помочь детям определиться в правильности выбора и предостеречь их от возможных ошибок. Начинается эта работа с участия во внеклассных мероприятиях, поскольку именно это помогает почувствовать уверенность в себе, дает первые навыки общения и правильного поведения в коллективе.
В школе профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учетом психологических и возрастных особенностей школьников. В начальных классах формируется ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека. И происходит это через трудовую, игровую, исследовательскую деятельность: правильно поставить стульчик, убрать рабочее место, рассказать о родителях, о занятиях бабушек и дедушек. Каждое слово и действие в этом возрасте играет огромную роль. В среднем звене растет представление о собственных интересах и возможностях (формирование собственного образа «Я»). Участвуя в различных мероприятиях, связанных с вопросами профориентации, в презентациях о трудовых династиях, работая на школьном дворе и в мастерской, слушая выступления представителей шефских организаций, ребята приобретают первоначальный опыт в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Именно это позволяет сопоставить силы, индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми к той или иной профессии. Проводимые в школе мероприятия «В мире профессий» в большинстве своем помогают учащимся принять правильные решения в выборе профессии, потому что их целью является своеобразная подготовка к анализу важных факторов: «ХОЧУ» (интересы, склонности, возможности), «МОГУ» (знакомство с выбранной профессией изнутри), «НАДО» (изучение вопросов востребованности специальности на рынке труда, условия получения образования). В нашем учреждении образования составлена циклограмма деятельности по трудовому воспитанию и профориентационной работе, действующим является план методического объединения классных руководителей. На факультативных занятиях юноши и девушки знакомятся с основами выбора профессии, изучают специфику различных направлений. Посещая кружки «Резьба по дереву», «Юный программист», «Умелые руки» и другие, они не просто получают первые навыки, но и обретают уверенность в себе, учатся реально смотреть на мир, делать правильные выводы. По субботам для учащихся 10-11 классов организован подвоз в районный центр для занятий по профессиональной подготовке. Три девушки на базе педагогического колледжа получают специальность «помощник воспитателя». В гимназии наши ребята знакомятся с особенностями работы оператора ЭВМ. Семь человек проходят обучение в УПК, чтобы освоить профессию тракториста. Практически все старшеклассники участвуют в школьной бизнес-компании «Гаспадар», специализирующейся на изготовлении хозяйственного инвентаря и предметов мебели: табуреты, скамейки, разделочные доски, швабры и т.д. Девочки с удовольствием занимаются рукоделием. Пускай единицы из них смогут связать эти занятия с выбором профессии, но полученный трудовой опыт не проходит бесследно: растет ответственность, взаимовыручка, умение трудиться в коллективе, развиваются навыки, которые пригодятся им в повседневной жизни.
Каждый школьник учреждения — постоянно на виду у педагогов, осуществляющих свою деятельность в тесном контакте с родителями. Совместная кропотливая работа, умение вовремя заметить определенные задатки ребенка, распознать творческий потенциал, вовремя подсказать, направить — все это дает определенные результаты. За последние пять лет наше учреждение дало путевку в жизнь 25 выпускникам. Все они получают образование в колледжах Гомельщины: медицинском, педагогическом, железнодорожном, бытового обслуживания, аграрно-экономических. Четыре человека учатся в техническом лицее, один — в БелГУТе. Покинув стены школы, они не перестают быть нашими детьми. Мы постоянно поддерживаем с ними связь и уверены, что в скором будущем трудовые ряды агрогородка пополнят молодые специалисты, которые еще недавно сидели за школьными партами и внимали каждому слову старших товарищей-педагогов. Сегодня в родном хозяйстве трудятся 7 наших выпускников.
С полной ответственностью можно сказать, что все учителя отдают себя детям без остатка. Смотришь на них и удивляешься: откуда столько сил и энергии, откуда такое упорство? Ответ самый простой: источник неиссякаемых сил — в большой любви к детям, своему делу, жизни, к нашей малой родине…
Наставник и его ученики. Два полюса одного магнита. Два берега одной реки. Они такие разные, но не существуют друг без друга. Как и в природе, во всем должна быть гармония. Ведь открывая ребенку мир, учитель учит его жить в этом мире.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.