РЕЧИЦА – ЧЕЧЕРСК — ВЕТКА

На крутом берегу Днепра в зелени садов и парков раскинулся один из древнейших городов Белорусского Полесья – Речица. Он возник и вырос на месте поселения славянского племени дреговичей. Впервые город упоминается в Новгородской летописи в 1213 году, как город Черниговского княжества. Речицей владели также киевские и туровские князья. Но как утверждают белорусские археологи, Речица существовала значительно раньше – еще в XI – XII вв. Об этом свидетельствуют археологические находки: византийская монета с изображением императора Иоанна Цимисхия, датированная 964 годом, медальон с изображением Святого Федора, относящийся к XII веку. 

В детском парке на правом берегу Днепра находится городище. Здесь в XIII столетии был детинец, на котором позже Великий
князь Витовт возвел деревянный замок с 5 башенками. Замок был окружѐн земляным и глубоким рвом, с городом соединялся
подъѐмным мостом. С юга городище омывается рекой, а с западной и восточной его сторон мы можем наблюдать остатки глубоких рвов. Это археологический памятник железного века и эпохи Киевской Руси. Одной из самых старых
городских построек является здание Свято-Успенского Собора. Этому храму предшествовала деревянная Воскресенская церковь. Новое здание Собора было построено в 1872 году и освящено в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но,
начиная с 1917 года, храм был закрыт и использовался не по назначению.
Лишь в 1999 году было принято решение о его реконструкции и передаче православному приходу. В 2003г. восстановленный храм вновь освящен митрополитом Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. 13
Троицкий костел, возведенный в начале XX века (1903г.), один из наиболее пластически выразительных памятников неоготической архитектуры Беларуси. Боковые фасады храма ритмично членятся контрфорсами и стрельчатыми проемами окон. На главном фасаде – ступенчатый портал. Венчает костел двухъярусная звонница красивого силуэтного рисунка, завершенная многогранным шпилем с крестом. Здание выстроено по проекту архитектора Иосифа Дзеконского.
Сейчас оно реконструируется и в скором времени достойно украсит архитектурный ансамбль города.
Местом паломничества речичан и гостей города стала стела-каплица Ефросиньи Полоцкой. Она установлена в память о трехдневной остановке судна, перевозившего Святые мощи Ефросиньи Полоцкой из Киева в Полоцк в 1910 году.
Высота каплицы 24м 24см. четыре ее опоры ступенчато символизируют развитие жизни и мысли по спирали. В опорах-ногах
по возрастающей вписаны 12 ликов святых и известных белорусских людей (епископы Полоцкие Мина и Дионисий, Кирилла Туровский, Симон Будный, Симеон Полоцкий, Елисей Лавришенский, Василий
Тяпинский, Лев Сапега, Франциск Скорина). Венчает сооружение ореол души Ефросиньи Полоцкой, держащей крест, направленный в небо к Богу.  У Речицы богатое культурное наследие. Здесь жил выдающийся белорусский ученый Митрофан Викторович Довнар-Запольский. Уроженцем Речицы являлся народный артист СССР Ефим Капелян. В городе жил и работал самобытный художник Александр Исачев.


А в Чечерске, возникновение которого на землях радимичей датируют X веком (впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1159 годом), внимание путешественника непременно привлечет ратуша – массивная, квадратная, увенчанная пятью
деревянными башнями. Зданий подобного рода в Беларуси сохранилось только пять.
ЭТО ИНТЕРЕСНО Чечерская Ратуша самая необычная в Беларуси. У нее не одна башня, а пять, и все они деревянные! Хотя, конечно, Полесье всегда славилось своим деревянным зодчеством. Еще один примечательный факт:
в зависимости от того, под каким углом стоишь к Ратуше, в ней просматриваются классические, готические и даже восточные мотивы. Ученые историки до сих пор спорят, чье это творение: Растрелли, Баженова или какого-либо другого великого зодчего.

Историческая судьба Чечерска сложна и противоречива: он входил в состав Черниговского, Киевского княжеств, Великого княжества Литовского и др. Владельцы города часто менялись. Город не раз подвергался опустошительным разрушениям, пережил пожары.
В 1774 г. Екатерина II подарила Чечерск графу Захарию Чернышеву, благодаря которому в чечерске был создан уникальный архитектурный ансамбль: каменная ратуша, три православных церкви и костел. До наших дней сохранился и памятник архитектуры XVIII в. – Спасо-Преображенская церковь, выстроенная в стиле классицизма в 1783г. 

В 2009 году Чечерск отметит свое 850-летие. В этом городе проездом из ссылки был Александр Сергеевич Пушкин, Екатерина II принимала участие в открытии Свято-Преображенской церкви, встречалась здесь с графом Румянцевым. Посещал Чечерск и Николай I. А чечерский граф Захарий Чернышов даже организовал в ратуше крепостной театр.
Вниз по течению реки Сож располагается г.Ветка. Город был основан в 1685 году русскими староверами, бежавшими преследования царских властей после проведения церковных реформ патриархом Никоном. Ветка стала центром староверов на Полесье. В культуре города того времени по-своему были поняты, переработаны и сохранены традиции Московской
Руси. Даже центральная площадь города называлась по аналогии с московской – Красная. Так она называется и по сей день.
Царские войска дважды (в 1735 и 1764 гг.) сжигали Ветку, жителей выселяли в восточные российские губернии. С 1772 г. Ветка (малая ветвь Москвы) в составе Российской империи, с 1784 года – местечко Белицкого, с 1852 г.– Гомельского уезда. В XVIII веке в Ветке сформировались местные особенности иконописи и оформления рукописной книги, сложилась самобытная школа ветковской резьбы.


1 ноября 1987 г. в городе открылся музей народного творчества. Уникальная коллекция и своеобразная экспозиция,
объединившие разнообразные предметы, – от древних икон и книг до современных узорных рушников, – привлекают
многочисленных туристов. Основатель музея – Шкляров Федор Григорьевич (1925-1988 гг.), уроженец и житель Ветки, страстный почитатель и пропагандист местной  культуры. В 1960 – 1970-х гг. он собрал коллекцию, которая положила
начало музею, расположенному на Красной площади Ветки в бывшем купеческом доме. 

Сегодня фонды музея насчитывают 8 тысяч экспонатов. Многие из них уникальны – это, в первую очередь, иконы. Каждая рама – киот на иконе выполнялась тончайшей резьбой по дереву в традиционном образе райского сада с гроздьями винограда,
яблоневыми цветами, розами и листьями – и покрывалась сусальным золотом. Это уникальное наследие ветковских мастеров старообрядцев, которые сохранили старинную технологию резьбы.
Уникальны и старопечатные книги, издания Ивана Федорова и Петра Мстиславца, Андроника Тимофеева Невежи и Василия Гарабарды, а также рукописи 16-20 веков. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО. В Ветковском музее хранится «Анфологион» – первая киевская книга, изданная в 1619г., которой нет даже в Киевском музее книги. 

Удивительны произведения Неглюбских мастериц народного костюма и ткачества. Собрание ритуальных рушников – около
тысячи узорных тканей – уникально по разнообразию традиций. Древним орнаментам – знакам солнца, земли, дождя и
урожая – тысячи лет!
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Неглюбскими рушниками украшена одна из комнат здания Организации Объединенных наций в Нью-Йорке.
На правом высоком берегу полноводного Сожа в деревне Хальч Ветковского района сохранилась усадьба, построенная в начале XIX в. в формах классицизма. Расположенная на высоком месте, у кромки обрывистого спуска к реке, она
хорошо просматривается с далеких точек заречья. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО. На Ветковщине до наших дней сохранились древние обряды. На Вознесение в деревнях «водзяць стралу» с песнями и хороводами женщины, в сопровождении ряженых проходят по деревне, выходят в «житнее» поле, где «стралу хаваюць», т.е. закапывают в землю брошки, сережки, копеечки, которые своим блеском символизируют молнию – стрелу. Это действие направлено на обеспечение хорошего урожая. Несколько колосьев со «стрелы» забирают с собой и кладут дома на кут, чтобы уберечь дом от молнии.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK