Кибербуллинг как новая угроза личности ребёнка

Нынешнее общество сталкивается с различными современными асоциальными проявлениями, среди них — буллинг и кибербуллинг (от англ. cyber — кибер и bullying — задирать, запугивать). Чтобы узнать об этих понятиях более предметно и выявить скрытую в них угрозу, мы встретились с психологом районной гимназии Марией Анисовец.

— Мария Васильевна, что такое травля и как это происходит на практике?
— Кибербуллинг — это всего лишь продолжение буллинга, которое происходит с помощью современных гаджетов, месенджеров, чатов и т.п. Нередко инициатором нападок становится знакомый. Например, обиженный друг распространяет слухи среди одноклассников, отправляет бывшему приятелю в «личку» анонимные угрозы. Есть и более изощрённые способы донимать жертву в Сети. Наличие смартфона у каждого ребенка привело к тому, что можно снять что угодно и когда угодно — даже в туалете, а потом шантажировать одноклассника неприличными снимками. Но больше всего подростки, привыкшие жить в виртуальном мире, боятся изоляции, которая также считается формой травли. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что кибербуллинг дает обидчикам возможность унижать жертву 24 часа в сутки, семь дней в неделю. То есть даже в стенах собственного дома ребенок не будет чувствовать себя защищенным.
— Кто становится жертвой?
— Да кто угодно. И я, и вы, и наши с вами коллеги, руководство. Для этого не нужны какие-то «особые» личностные черты. Достаточно где-то в чем-то ошибиться, одеться не так, как все привыкли тебя видеть, проколоть губу, нос и пошло-поехало… Социальный статус значения не имеет.
— В каком возрасте дети наиболее восприимчивы к психологической атаке?
— Вообще в любом. Однако взрослого человека более сложно вывести из себя, чем ребенка. Наиболее чувствительным является переходный возраст. Именно в это время у детей происходят колоссальные изменения не только в физиологическом плане, но и в психологическом. Связано это с тем, что подростки пытаются найти свое место в коллективе, обществе, хотят казаться крутыми, стремятся самоутвердиться и чаще всего делают это неприемлемыми способами.
Насколько реальна угроза?
— Более чем. С помощью элементарного запугивания, обзывания, угроз и шантажа можно искалечить психику несовершеннолетнего, снизить его самооценку и даже довести до самоубийства. В подростковой среде друзья часто шутят друг над другом, и иногда эти шутки носят весьма жесткий характер. Однако следует чувствовать тончайшую грань между тем, как ребенок воспринимает слова, сказанные в его адрес, чтобы понять, когда шутка становится той самой травлей… Достаточно лишь внимательно пронаблюдать за ним. Если подросток замыкается в себе, не веселится вместе со всеми, старается быстро сменить тему разговора, уходит, нервничает, плачет, у него появляется страх перед школой, постоянно усталый вид и т.п., можно быть уверенным, что он подвергается травле.
— Имеет ли связь травля в интернете с преследованием в реальной жизни?
— Одно порождает и продолжает другое. Из личного опыта могу привести пример, когда в 6 классе над мальчиком начали издеваться девочки. Они его пинали, обзывали, запугивали, оскорбляли, пачкали, рвали одежду и т.п. Изначально все это проходило исключительно в реальной жизни, но, как только мальчик завел себе страничку в социальных сетях, все выпады в его сторону перенеслись туда.
— Как понять, что ваш ребёнок подвергся онлайн-травле?
— Большая проблема для родителей — узнать что-то у сына или дочери. Большинство из них уверены в том, что в случае каких-то проблем ребенок обязательно придет к ним за помощью. Однако это далеко не так. Я никогда не перестану приводить пример: как только у подростка случаются какие-нибудь неприятности (в школе, на улице, попадание в милицию, в деструктивную компанию), первый вопрос, который приходит ему на ум: «Как сделать так, чтобы родители не узнали о том, что я попался?». Сколько раз мне приходилось наблюдать, как при опросе в милиции школьник сознается в том, что употреблял алкоголь или гулял после 23.00, и спрашивает: «А можно не рассказывать родителям?». Поэтому необходимо выстроить с сыном или дочерью отношения, таким образом чтобы они сами смогли прийти и поделиться с вами своими проблемами, попросить защиты. Главное, они должны получить от вас помощь, а не упреки. Могу также привести пример, когда на протяжении полугода над ребенком в классе издевались и он неоднократно рассказывал об этом родителям. Но они, скорее всего, из-за собственного нежелания вникать в ситуацию не принимали каких-либо мер, а просто просили сына, чтобы он не провоцировал одноклассников и дружил со всеми. Но как это сделать, если его обижают каждый день в школе?
Процесс урегулирования данной ситуации продолжался весь учебный год, применялись всяческие методы, однако результат стал заметен лишь в начале нынешнего учебного года, когда сам учащийся пришел и сказал мне, что его перестали унижать в классе, а также писать всякие гадости. И мы рады, что смогли помочь наладить отношения в детском коллективе.
— Есть ли проявления кибербуллинга в Вашей школе?
— Хотелось, чтобы не было, но все-таки есть. Сегодня почти в каждом классе есть дети, над которыми постоянно насмехаются. Вот несколько примеров из реальной жизни.
* Ученица 9 класса, умная, прилежная, из благополучной семьи, подвергалась нападкам и оскорблениям со стороны одноклассников, про нее распространяли слухи, выкладывали нелицеприятные фотографии. Проблема была решена через заключение примирительного договора между одноклассниками.
* Подросток (инициатор) писал девочкам из разных классов в социальных сетях различные оскорбления, после чего от них поступали жалобы и просьбы наказать его. После беседы с родителями, профилактической работы с юношей оскорбления прекратились. Проблема была решена за 2 беседы в кабинете директора с родителями.
* Восьмиклассник тоже являлся инициатором буллинга. Открыто избивал одноклассников и детей помладше, писал им угрозы в социальных сетях, не поддавался никакому влиянию. В данный момент он уже девятиклассник и отбывает наказание в исправительном учреждении закрытого типа.
— Какие профилактические мероприятия столь негативного социального явления применяются в современной школе?
— Не могу говорить за другие учреждения образования, но в нашем с целью профилактики проводятся тематические классные часы, родительские собрания, на которых затрагиваются темы буллинга и кибербуллинга, размещаются информационные материалы на стендах и на сайте, организовываются тематические линейки, где обсуждаются проблемы классных коллективов.
Если все-таки конфликт произошел и над ребенком начали издеваться, используется арсенал совершенно других методов: совместная работа с сотрудником ИДН, индивидуальные беседы подростков с членами администрации школы, специалистами социально-психолого-педагогической службы, составляются примирительные договоры между инициатором, участниками и жертвой буллинга, организовывается шефство одноклассников, ситуация анализируется вместе с родителями для поиска мирных путей сосуществования и рычагов влияния.
— Какой совет Вы бы дали тем, кто стал жертвой буллинга или кибербуллинга?
— Самый первый и важный шаг — игнорирование, не поддаваться на провокации, не обращать внимания. Лишившись мотивации, обидчик быстро успокоится и прекратит попытки задеть вас. Если он переключится на другую жертву, то ее тоже нужно предупредить. Также можно попробовать договориться с обидчиком об удалении оскорбительного материала либо о прекращении неподобающего поведения, предупредив его, что в случае продолжения травли следующим действием будет обращение в правоохранительные органы. Но, если обидчик не идет на контакт и не желает прекращать свое поведение, следует бить тревогу, рассказать родителям и администрации школы, вплоть до обращения в милицию.
— Мария Васильевна, спасибо Вам за полезную беседу.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK