Афганский след в душе Владимира Ревенка

Ухабистая просёлочная дорога, напряжённые руки, управляющие рулём Урала-375, ожидание обстрела из-за каждого угла поворота, колючий взгляд из-под кустистых бровей афганских моджахедов, наверное, навсегда останутся в памяти советского солдата Владимира Ревенка.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
За год до ввода советских войск в Афганистан, в 1978-м, здесь началась гражданская война. В конце апреля в результате Апрельской революции к власти пришла Народно-демократическая партия, провозгласившая в стране демократическую республику и задавшаяся целью провести целый ряд реформ. Против выступили представители оппозиции, выражавшей интересы консервативного исламского мира. Политическое противостояние вылилось в войну.

ФРОНТОВОЙ ДОРОГОЙ
Начиная срочную службу в зенитной части г. Днепропетровска в 1978 году, молодой человек и не предполагал, как далеко заведут его фронтовые дороги. Вот уж 42 года минуло с тех пор, как в конце 1979-го 18-летний парень ступил неуверенной походкой слегка пошатываясь после 3-суточного переезда в автоколонне на чужую землю. Расстояние в 350 км преодолевали под постоянным вражеским обстрелом, в дороге потеряли две машины и двух ребят. Зноем, жарой и неизвестностью встретил их Кабул. Тут и прошла служба Владимира Ивановича. Вместе с военнослужащими из батареи они охраняли военный аэродром, ходили на боевые задания. «Мы были самыми первыми на афганской земле, спали в палатках по 20 человек. Казалось, этот край собрал под своим кровавым небосклоном представителей всех национальностей Советского Союза. Несмотря на разницу в культуре, религии, обычаях (армия ровняет всех), мы были дружны, поддерживали друг друга, приходили на выручку. Душманы с первого дня стремились выгнать нас со своей Родины. Ночью мы могли наблюдать звёзды, не выходя из палатки, верх которой был весь изрешечён пулемётными очередями, преследовавшими нас днём и ночью. Особенно тяжело приходилось во время поездок на территорию СССР в Термез за стройматериалами, когда сопровождали на бронетранспортёрах цистерны с горючим. На пути то и дело попадалась сгоревшая военная техника. В такие минуты становилось жутко, руки непроизвольно сжимали приклад лежащего на коленях автомата, но со временем привыкли», — вспоминает герой публикации. Конфликт, продлившийся 10 лет, унес жизни тысяч советских военнослужащих, среди них 6 сослуживцев В. Ревенка. Официальная статистика тех лет, опубликованная еще в 1989 году, оценивала потери в 13 тыс. человек, однако эта цифра не учитывала тех, кто позднее скончался от ран в госпиталях. По данным других исследователей, потери могли превысить 20 тыс. солдат.

СУДЬБА СОЛДАТА
Где-то 20 августа 1980 года боец заболел распространённым в то время гепатитом (желтухой) и был направлен в госпиталь Кизил-Арвата (сейчас г. Сердар), а затем — отпуск на малую родину в украинское село Клубовка. В это же время вышел приказ о демобилизации В. Ревенка, и Репкинский военный комиссариат уволил его из рядов Советской армии. Он один из тех, кому повезло уцелеть и вернуться. 8 медалей за мужество и отвагу украшают военный мундир мужчины. Со временем дороги жизни привели его на лоевскую землю. Здесь бывший солдат нашёл свою судьбу, состоялся в работе. Владимир Иванович — заботливый отец и любящий дедушка. В далёком прошлом он увидел жестокое обличье войны, поэтому сегодня желает своим землякам и Беларуси, ставшей для него второй Родиной, благополучия и процветания, мирного неба над головой, не слышать грохота снарядов и не видеть полные слёз глаза жён, детей и матерей солдат, не вернувшихся с войны.

ВМЕСТО Р.S. Сегодня дату 15 февраля 1989 года изучают на уроках истории, лица участников трагических событий глядят на нас с тематических стендов и мемориалов, увековечивших память павших, о героях тех лет рассказывают по телевизору, а для многих — это день, когда отцы и матери вновь обрели своих сыновей.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK