О чём писала западно­белорусская пресса в 1921-1939 годах?

ДИНАМИТ И «ПАЛИЦЫЯНТ № 966»

Предлагаемая газетой «Жыццё беларуса» хроника 96­-летней давности напоминает порой остросюжетный детектив.

«7 октября с.г. на пятой лекции в Виленской Белорусской гимназии ученики 7-го и 1-го классов не могли вернуться с перемены в свои классы, ибо полицейский № 966 подпер двери и не пускал учеников в класс. На требования админи­страции гимназии объяснить причины этого и показать ордер полицейский ордера не показал и отказался давать инфор­мацию. Минут через 15 явился пан Оленский, представитель дефензивы, с парой десятков шпиков и начал производить обыск помещений гимназии и карманов учеников. Одновре­менно шесть шпиков блокировали общежитие, разыскивая взрывчатые материалы в книжках и тетрадях учеников».
Белорусская гимназия в Вильно работала, несмотря на препятствия со стороны польских властей, но ее адрес, а также юридический и образовательный статусы менялись несколько раз. В гимназии функционировали студенческие группы, духовой оркестр, хор, библиотека, издавались печатные и рукописные журналы. Гимназия была учебным заведением высокого уровня, поэтому в ней учились, помимо белорусов, евреи, поляки, русские и несколько латышей. Действовала до июня 1944 г.
Впрочем, активность дефензивы имела некоторые основания, отмечается в этой же газете:
«Одновременно произведен обыск и у учащихся православной духовной семинарии. Этот обыск был вызван тем, что сторожиха обнаружила в погребе под церковью динамит. Однако, что касается провокационной лжи о том, что этот динамит мог быть привезен из Минска учениками Белорусской гимназии, которых полиция арестовала за переход границы, — это очередная провокация, так как:
1. За все время существования Белорусской гимназии ни один ее ученик не был арестован за переход границы.
2. Ученики Белорусской гимназии вообще политикой не занимаются.
3. Наконец, как сообщают судебные власти, динамит имеет происхождение с немецких времен».

БОЛЬШИЕ СПОРЫ МЕНЬШИНСТВ

Тему Первого конгресса национальных меньшинств Европы, который проходил в Женеве осенью 1925 года и на котором выступил в защиту белорусов посол польского сейма (в 1922-1935 годах) от блока национальных меньшинств Фабиан Яремич, газета «Жыццё беларуса» продолжила заметкой «Конфликт», из которой следовало, что достичь компромисса участникам женевской встречи не удалось:

«Выявилось принципиальное расхождение между представителями территориальных национальностей (которые входят в состав чужих государств вместе со своей национальной территорией) и представителями меньшинств, рассеянных по чужой национальной территории. Так, представители белорусов, украинцев и литвинов из-под Польши добивались расширения программы обсуждений, против чего были представители нетерриториальных национальностей. В связи с чем представители названных национальностей принимали участие в конгрессе только в качестве наблюдателей».
И такая второсортность была во всем, продолжает газета:
«Когда конгресс был официально открыт, сразу же прошли выборы президиума, в состав которого были выбраны: словенец из Италии доктор Вильфан (председатель конгресса), один немец, один поляк, еврей, венгр, а также по одному — белорус (посол Яремич) и украинец (посол Васильчук). Но последние два отказались войти в состав президиума по вышесказанной причине».

«ПОЛЯКИ РАЗВЕРНУЛИ ПОХОД ПРОТИВ БЕЛОРУССКОГО ДУХОВЕНСТВА»
Поднимала газета «Жыццё беларуса» и непростые вопросы взаимоотношений об-щественности и церкви.
Точнее, вопрос специфической роли костела в Западной Белоруссии, которую мы не раз освещали в цикле статей о зверствах Армии Крайовой на белорусской земле в послевоенные годы. Однако претензии к католической церкви у журналистов были и двумя десятилетиями ранее:
«Давно уже замечено, что тот «Дух Божий», который когда-то руководил в человеческом обществе через религию и церковь, в наши времена от них отлетел. Церковь уже давно вынуждала и вынуждает общественность служить не Богу, но Кесарю. Достаточно только посмотреть на то, какую служебную (если не сказать полицейскую) роль играют церкви и религии в Польше, чтобы понять всю правду этого явления. Перефразировав известную средневековую формулу, можно сказать, что ныне теология стала служанкой политики».

ГАЗЕТА ОТМЕЧАЕТ:
«Недавно одна из новосозданных польских партий одним же из первых пунктов своей политической программы поставила борьбу с «господством лжи», которое представляет собой современная общественная и политическая жизнь Польши. В Польше чрезмерно много лгут, — отмечалось в официальном разъяснении этой программы».
В другом номере «Жыццё беларуса» информировало о реакции на конкордат, подписанный Варшавой и Ватиканом:
«Белорусские католики весьма возмущены тем, что после подписания польским правительством соглашения с Папой поляки развернули явный поход против белорусского духовенства. Так, недавно временный заместитель виленского бискупа, заклятый враг белорусов ксендз Михалькевич, сговорившись с ректором виленской католической духовной семинарии ксендзом Ушиллой, выбросил из семинарии профессора ксендза Решеця и выслал его из Вильно в Белосток только за то, что он белорус. По этой причине белорусские послы-католики подали папскому нунцию (представителю) в Варшаве заявление, которое очень хорошо характеризует национальные отношения в католической церкви на Виленщине».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK