Волонтер, ученый и популярный блогер. Первый секретарь обкома БРСМ Вероника Гудкова о будущем молодёжного движения Гомельщины

Два года назад областной комитет Белорусского республиканского союза молодежи возглавила Вероника Гудкова. До этого долгое время была первым секретарем Клецкого районного комитета БРСМ. Корреспондент «Гомельскай праўды» пообщалась с главным куратором молодежи и узнала, каким она видит дальнейшее развитие организации.

Активистка, комсомолка

– Вы родом из деревни Домоткановичи Клецкого района Минской области. Расскажите о родных местах.

– С местными детьми всегда собирались у озера. В начальной школе приходили с классным руководителем на полянку возле леса и пекли картошку на костре. Помню ее вкус, будто вчера было. Еще помню большие дубы, которые когда-то посадил пан на территории своей усадьбы (теперь в доме бывшей дворянской усадьбы начала XX века размещен дом-интернат – прим. автора), мы там часто играли.

Мне повезло, что детский сад и школа находились рядом с домом. За это спасибо моей маме: когда-то ей приходилось идти в школу три-четыре километра, поэтому при переезде она настояла, чтобы наша семья жила неподалеку от школы.

Мама полжизни проработала в детском саду, потом была учителем в школе. Ее общий педагогический стаж более 40 лет. Папа трудился агрономом, после техникума окончил сельскохозяйственную академию. В детстве всегда говорила, что пойду учиться в академию и в семье будет двое ученых. К сожалению, папа не дожил до того времени, когда я окончила Академию управления при Президенте Беларуси, но очень бы гордился своей дочерью.

– В школе активно участвовали в мероприятиях?

– Была задействована везде где можно: в конкурсах, концертах, украшении класса к праздникам. Особенно с седьмого класса. Помню случай. Как-то предложили классному руководителю поставить отрывок из пьесы «Паўлінка». Обычно педагог стояла за кулисами и следила, чтобы никто не забыл слова и не запинался. Но мы знали, что можем справиться без подстраховки. Однажды представилась возможность это доказать. Все уже было готово к началу спектакля, а классного руководителя нет. Мы ждали до последнего и все же решили играть без нее. Она пришла спустя 10 минут после начала, и уже попасть за кулисы не могла. Когда завершили отрывок, учитель похвалила нас за самостоятельность.

– Поэтому выбрали профессию социального педагога? Хотели зарядить своей энергией окружающих?

– Отчасти да. Мне всегда удавалось общение с людьми. Как-то сразу получалось налаживать контакт. А поскольку в школе была активисткой, то хотелось этого и во взрослой жизни. Так что можно сказать: это не я выбрала профессию, а профессия выбрала меня. Кстати, в вузе получила еще одну специальность – обслуживающий труд: умею готовить, шить, вязать. Когда во время университетской практики была учителем трудового обучения, всегда старалась разнообразить школьную программу и придумывала разные творческие дополнительные задания для детей.

– После окончания Барановичского университета вы отработали два года в Клецком социально-педагогическом центре. Трудно было с детками, которые нуждались в дополнительной помощи?

– Благодарна университету, который дал мне хорошую базу. Мы посещали заседания комиссии по делам несовершеннолетних и понимали, с каким контингентом придется работать. Но было морально сложно столкнуться воочию с такими проблемами. Я работала с детками от рождения до трех лет, проводила профилактические встречи с их молодыми мамами. Этот опыт помогает мне и сейчас. Поскольку знаю, что происходит в неблагополучных семьях, понимаю, как нужно с ними общаться и организовывать их досуг.

«Мероприятия для галочки не для меня»

– 2 сентября 2013 года вам предложили сменить род деятельности – пригласили стать первым секретарем Клецкого райкома БРСМ. Сразу приняли предложение?

– Да, хотелось попробовать что-то новое. Признаюсь, поначалу было страшно. Но коллектив был таким замечательным и слаженным, что шесть лет пролетели как один миг. Союз молодежи многое мне дал: общение с интересными людьми, возможность помогать нуждающимся. Но особенно благодарна за то, что смогла увидеть многие уголки Беларуси. Особенно предприятия: БелАЗ, Борисовский завод медицинских препаратов, часовой завод «Луч» и другие. Это режимные объекты, на них сложно попасть на экскурсии. А для БРСМ двери открыты.

– Убеждена, что свой креатив вы привнесли и в работу молодежной организации. Какие мероприятия больше всего запомнились?

– Их так много, что и не сосчитать. Например, Дни молодежи в Клецке в 2014-м – тогда удалось собрать около семи тысяч участников из Минской области. Такого массового мероприятия ранее не было. Ребята целый день были заняты спортивными, интеллектуальными и развлекательными состязаниями. Завершилось все концертом на главной площади. Запомнились моменты, когда семьи района отличились на республиканском конкурсе «Властелин села» – дважды занимали вторые места. Автоледи из Клецкого района стала лучшей в республике. Еще наша команда не единожды побеждала на областных и республиканских турслетах.

По-настоящему горжусь тем, что райком БРСМ принял непосредственное участие в реконструкции амфитеатра в Клецке. Это указано и на мраморной доске, установленной возле здания. Мы подготовили проект и выиграли в конкурсе. Выделенный грант направили на строительные работы. Помогали в реставрации, конечно, и наши волонтеры.

– Как воспринимались идеи в районе? Не было такого, что вам отказывали в проведении каких-либо акций?

– Скажу честно: все идеи поддержаны руководством района – председателем райисполкома, его заместителем и начальником отдела по идеологической работе. Не было такого, что нас ограничивали, все делалось и решалось совместно. Это касалось и проблемных вопросов, с которыми в райком обращались молодые люди. Например, если нужно помочь с жильем или местом работы.

Кроме того, я никогда не поддерживала, когда мероприятие делалось, как говорится, для галочки. Все должно быть интересным, занимательным и креативным. Так, чтобы самим активистам хотелось и дальше участвовать в чем-то подобном.

Научные гении

– За два года работы с гомельской молодежью хорошо узнали ее? Можете назвать главное отличие от минских ребят?

– Хочу сказать, что молодежь везде классная и ни на кого не похожа. Сравнивать не хочу и не буду – это было бы неправильно. За два года увидела, насколько гомельские ребята уникальны в образовании, науке, культуре и спорте. Предлагают так много инноваций и разработок, что глаза разбегаются. При этом все идеи применимы на практике. Например, перчатка для восстановления моторики рук после инсульта, гидропонная ферма «Сады Семирамиды», папа-зал, азбука гражданина (направленная на повышение электоральной грамотности), автобус памяти и автобус предсказаний. А еще гомельчане очень любят спорт. Во всех соревнованиях всегда много участников.

– В БРСМ занимаются волонтерством, благотворительностью, активно помогают ветеранам и пожилым. В какой сфере больше всего активистов?

– Наша молодежь везде. Нет сильного различия в численности активистов. Они вызываются участвовать не только в местных, но и в республиканских акциях, таких как сельскохозяйственный проект «Толочин», трудовой проект «Атлант-2021», строительство БелАЭС… Приятно удивлена тем, как активисты охотно откликаются на патриотические мероприятия. Например, с радостью соглашаются навестить ветеранов, благоустроить места захоронения, поучаствовать в работе на «Партизанской криничке» или посетить места боевой славы.

– Наверняка в организации у каждого есть предложения, как провести молодежный досуг. Как вы отбираете самые интересные?

– Все просто: садимся, обсуждаем, выслушиваем критику, если она есть, и решаем, что будет интересно для определенной группы молодежи. Ведь нельзя сделать так, чтобы акция была полезна одновременно и волонтерам, и студотрядам, и дружинникам. Все ребята разные, у всех своя специфика работы. Например, если молодые люди занимаются научными разработками, им вряд ли интересны спортивные состязания, а ребятам, которые вместе с МЧС патрулируют места массового отдыха людей, будет морально сложно съездить к пожилым инвалидам. Поэтому важно общаться и прислушиваться к интересам активистов. В этом плане очень полезны открытые диалоги, когда каждый может высказаться касательно дальнейшей реализации наших идей.

О трудностях и патриотизме

– Иногда приходится слышать, что некоторые молодые люди не видят смысла в организации и не знают, зачем состоять в ее рядах. Что вы им отвечаете в подобной ситуации?

– Обычно слышу такое от тех, кто ни разу не участвовал ни в одном мероприятии, которое организует БРСМ. Будь молодые люди активны, они бы слышали слова благодарности от одиноких пенсионеров, которые с нетерпением ждут прихода волонтера. Они видели бы счастливые улыбки детей-сирот, когда получают от нас сладкие подарки. Смущались бы гостинцам от пожилой бабушки за то, что расчистили двор от снега. Такая благодарность бесценна, и, ощутив ее один раз, больше не сомневаешься в смысле молодежной организации.

В этом плане большая просветительская работа лежит на плечах первичных организаций. Ведь именно они ближе всего находятся к молодежи и могут простым языком рассказать и показать, чем живет БРСМ. А лучше всего о нашей деятельности говорят примеры. Во время акции «Все краски жизни для тебя» мы собрали средства трехлетней Кире Куруленко из Буда-Кошелева, у которой был детский рак, Богдану Булове – шестилетнему ребенку-инвалиду с ДЦП. Проект «100 идей для Беларуси» помог реализоваться «умной» теплице Алексея Зайцева, которая сейчас установлена в качестве эксперимента во дворе ГГУ имени Ф. Скорины.

– В прошлом году, когда в стране была непростая политическая ситуация, говорили, что из рядов БРСМ массово выходили люди. Так ли это?

– Что касается штатных работников Гомельской области, то я горда ими – они не дрогнули. У наших активистов есть четкая гражданская позиция, и она останется неизменной – за сильную и процветающую Беларусь. Были те, кто аннулировал членство. Но число таких очень маленькое. А фотографии якобы очередей оказались постановочными. Большинство молодых людей хотели «выйти» из БРСМ не потому, что мы им не нравились, а «за компанию». Когда с ними общались, они это признавали. И оставались с нами.

– Как в дальнейшем будет развиваться БРСМ? Будут ли какие-то новые формы работы с молодежью?

– События прошлого года показали, что нужно перезагрузиться и изменить подходы к характеру преподнесения информации. В первую очередь быть более активными в интернете. Опять же на примерах показывать нашу работу в Instagram, TikTok, «ВКонтакте». Планируем сделать акцент на активистах, чем они живут, с кем общаются, в каких мероприятиях участвуют. То, что они сами расскажут в блогах, окажет гораздо больший эффект: люди увидят, что член БРСМ – это обычный парень или девушка, которые хотят сделать мир лучше.

Уделим внимание развитию первичных организаций, развитию волонтерства, в том числе и спортивного, еще больше будем общаться с молодежью, чтобы получать обратную связь. Всеми силами постараемся научить ребят правильно воспринимать информацию в интернете, различать правду и фейки, противостоять агрессии от тех, кто поддался деструктивному настроению. Ведь нам всем хочется жить в мире, а он очень шаток.

Недавно мы отметили День народного единства. Один из самых важных праздников, на мой взгляд. Наш народ был когда-то разъединен, и наконец мы стали одним целым. Получили шанс стать независимыми и сильными. Это единение нужно сохранить для будущих поколений, чтобы они жили в процветающей и дружной стране.

Источник: http://gp.by
© Правда Гомель

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK