Беларусь обсуждает проект изменений Конституции и готовится к референдуму

Время выбора будущего

Каждому белорусу стоит осознать, насколько важно принять участие во всенародном обсуждении и прийти на референдум

Широко развернувшееся в стране всенародное обсуждение проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь — апогей грандиозного совершенствования государственного механизма, процесс которого запущен более пяти лет назад. Еще в октябре 2016 года Президент, выступая с обращением перед новым составом Национального собрания, заявил, что не исключает возможности корректировки Конституции в соответствии с требованиями времени. Главой государства были даны соответствующие поручения судьям Конституционного Суда совместно с учеными, юристами и парламентариями проанализировать Основной Закон и внести предложения по его изменениям.

1. Годы поступательного задела
В 2018—2019 годах Глава государства неоднократно возвращался к этой теме. Звучала она во время встречи с руководителями и коллективами ведущих СМИ, проходившей 10 апреля 2018 года, в ходе «Большого разговора» с журналистами и экспертами 1 марта 2019-го, на встрече с руководителями конституционных судов зарубежных стран 31 мая 2019-го.
А также в интервью журналистам после голосования на выборах депутатов Палаты представителей в ноябре и в обращении к парламентариям в декабре 2019 года. Вопросы конституционного совершенствования затрагивались в президентских Посланиях белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2018 года и 2019-го.

При этом подход к столь непростой работе был самым что ни на есть тщательным и скрупулезным. На состоявшейся в июне прошлого года встрече с коллективом ОАО «Беларуськалий» Александр Лукашенко подчеркнул, что представленные ему варианты Конституции недостаточно решительные. По словам Главы государства, необходимо перераспределение полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом, серьезное усиление роли местной власти. Тема конституционного реформирования, перемен через обновление Основного Закона была вновь поднята Президентом в ходе встречи с коллективами ведущих СМИ 9 июля 2020 года и в Послании белорусскому народу и Парламенту, оглашенному 4 августа 2020-го.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Конституция нужна, потому что нужно нормальное движение вперед. Будем подразумевать это как перемены. И это разумно, когда мы перемены осуществляем не с бухты-барахты, а основываясь на фундаментальном. И это все должно быть законно. Конституция как раз и заложит основы этих перемен.

(28 сентября 2021 г., на расширенном заседании Конституционной комиссии.)

2. Всебелорусский подход
Современное состояние общественных отношений показало необходимость таких изменений Основного Закона, которые будут направлены на сохранение государственности и мира, гражданского согласия на белорусской земле. И в марте нынешнего года на основании резолюции VI Всебелорусского народного собрания была создана Конституционная комиссия, которой было поручено разработать предложения по изменению Конституции и обеспечить их всенародное обсуждение.

ВАЖНО

Однако еще накануне ВНС обсуждение предложений по изменению Конституции приобрело, по сути, всебелорусский охват. С октября 2020-го по февраль 2021 года по всей стране развернулась максимально открытая и демократичная работа диалоговых площадок, проходивших на базе учреждений образования, общественных и молодежных организаций, в трудовых коллективах.
Более полутора тысяч таких площадок не просто собрали около 47 тысяч участников — представителей общественных организаций и политических партий, бизнес-сообщества, студенческой и работающей молодежи. Они позволили выработать и саккумулировать множество предложений по теме конституционного реформирования.
Среди которых — перераспределение властных полномочий с усилением функций Парламента, Правительства и местных органов власти, закрепление необходимости сохранения традиционных ценностей и идеологических основ белорусского государства, социальных гарантий населению. И многие другие.

Стоит отметить, что к подготовке изменений были подключены и ведущие юристы страны, люди с мышлением государственников: парламентарии, судьи, ученые, представители различных отраслей экономики и социальной сферы. Выработанный ими вариант поправок затрагивает абсолютно все разделы действующей Конституции и вместе с тем не ломает сложившуюся систему.

3. Осознанная свобода и ответственность

Алексей Авдонин, политический аналитик:

— Главный вывод из начатого всенародного обсуждения проекта изменений и дополнений Конституции заключается в том, что сейчас нам, белорусам, надо, как никогда ранее, сообща определить наше будущее. Всенародное обсуждение — это один из важнейших этапов подготовки Основного Закона нашего государства.
Для всенародного обсуждения обеспечены все условия по сбору предложений по проекту Конституции. Важно каждому из нас стать частью этого события и принять участие во всенародном обсуждении.
Белорусский народ прошел сложный путь защиты и развития своих свобод, интересов и благополучия. Сейчас через всенародное обсуждение и референдум мы закрепляем основы гарантий политической преемственности, динамики экономического развития, целостности и сплоченности государства и белорусского народа.

Важно отметить, что все обязательства, взятые руководством страны по обсуждению и подготовке изменений в Конституцию, полностью выполнены. Причем выполнены успешно: фактически разработана эволюционная модель политической системы, которая при самых разных условиях позволит обеспечить нашей стране стабильность и гарантировать, что наши оппоненты не смогут проникнуть в политическую систему нашего государства, ослабить нас и установить внешний контроль над белорусским народом.

Кроме того, предусмотренные проектом социально ориентированная экономика и социально ориентированное государство — это внутренний запрос нашего общества. Мы не можем отойти от него. Это наша модель, которая сложилась исторически, и предать ее ради каких-то либеральных ценностей мы не можем.
Поэтому каждому стоит осознать, насколько важно принять участие во всенародном обсуждении и прийти на референдум.
Ведь каждый, придя на участок для голосования, тем самым даст обязательство перед следующими поколениями, перед своими детьми и внуками.
Диалоговые площадки, Обсуждавшие изменения в Конституцию (октябрь 2020 г. — февраль 2021 г.)

♦ Всего было организовано — 1,6 тыс. площадок.

♦ Количество участников составило 46,5 тыс. человек.

4. Чтобы не потерять лицо нации
Анатолий Денисейко, писатель, обладатель медали Евфросинии Полоцкой (г. Иваново):

— Счастье как здоровье: когда не замечаешь его, значит, оно есть. Это суждение применимо и к оценке Конституции Беларуси. Если посмотреть правде в глаза, наши граждане в своей повседневной жизни крайне редко упоминают Основной Закон. Оно и понятно: их права и свободы соблюдаются. Чего ж сотрясать воздух кулаками? Действующая Конституция, закрепляющая президентскую форму правления, их устраивает. Казалось бы, зачем перестраивать то, что достойно служит людям? Но, к сожалению, окружающий мир меняется на глазах — и далеко не в лучшую сторону.
Чтобы не раствориться в этом чуждом мире, не потерять лицо нации, нам требуется закрепить в Основном Законе те положения, которые подчеркивают достоинство, менталитет и дух белорусов.
На Западе отдельные страны сдались Гитлеру без единого выстрела. В отличие от белорусов они не стали на защиту своего Отечества. Если для нас то была Великая Отечественная война, для них — просто мировая. У нас хотят украсть память о трагедии той войны. Но этого мы не должны допустить, и на защиту должен встать Основной Закон страны — обновленная Конституция.

В новой ее редакции закрепляется и ценность института семьи. На Западе, как поганки после дождя, плодятся однополые браки, исчезают из обихода слова «папа» и «мама», а вместо них появляются «родитель № 1» и «родитель № 2», множатся иные мерзости. Мы не можем допустить подобное зло у себя. Почему такое словоблудие происходит на Западе? Таким образом власти пытаются отвлечь своих граждан от проблем большой политики: пусть лучше их волнуют однополые браки да проблемы сексуальных меньшинств.
Глубоко уверен, что наша обновленная Конституция, закрепляя основы семьи, брака и другие положения, рано или поздно будет высоко оценена в Европе и далеко за ее пределами.
Уместно обратиться к истории, вспомнить, как два века назад написанный на старобелорусском языке основной закон наших предков — Статут Великого Княжества Литовского — был примером для просвещенной Европы. Видный политический деятель Речи Посполитой реформатор Гуго Коллонтай, выступая в 1791 году в польском сейме, так его характеризовал: «Статут робiць гонар чалавечаму розуму… Складзены так разумна, асаблiва ў адносiнах ступеняў пакарання, што яго можна лiчыць самай дасканалай кнiгай законаў ва ўсёй Еўропе».
Белорусы своей Конституцией в ее новой редакции в очередной раз смогут утереть нос «цивилизованной Европе». Но не это главное. Главное — Конституция будет отражать чаяния и надежды белорусского народа, станет защитой его прав и свобод. А потому призываю всех: начнем 2022 год с обсуждения проекта новой Конституции!

5. Железный занавес вмешательству извне
Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук (в эфире общественно-политического ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио»):

— Хотел бы отметить три важные составляющие нового проекта Конституции. Во-первых, мы получаем зрелую и содержательную философию белорусской нации, которая включает в себя и идентичность, и культуру, и ответственность.

Второе. Я как человек, который всегда мыслит категориями будущего, смотрю на то, что будет дальше. Так вот, сейчас очень важен референдум. Сам факт референдума станет легированным стержнем нашей нации и внутренней модернизации. Мы сформируем новую ментальность. Референдум — это возможность увидеть себя со стороны: смогу ли я принять участие в судьбе двух-трех поколений вперед и в своей, отстоять личный суверенитет и общественный. В этом и есть философия.
Третье. Важно понимать, что реализация обновленного Основного Закона, когда он будет принят, а затем и всех подзаконных актов будет зависеть от каждого из нас.
Обращаю внимание на 70-ю статью (проекта изменений и дополнений Конституции. — Прим. ред.): запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами, а также в других случаях, предусмотренных законом.
То есть поставлен железный занавес вмешательству во внутренние дела Республики Беларусь. А оно начинается именно с выборов, когда мало того что пропихивают каких-то иллюзорных кандидатов, так еще и влияют на мнение граждан посредством коррупционных схем.
Если это будет принято (а я знаю, что многие граждане поддерживают 70-ю статью), мы себя обезопасим на многие годы и сможем провести по всем принципам демократии свободный референдум и последующие выборы Главы государства.
Мнения граждан по проекту изменений и дополнений Конституции, а также возможные предложения направляются в Национальный центр правовой информации

♦ по электронной почте sbor@ncpi.gov.by;

♦ посредством заполнения электронной формы, находящейся на Национальном правовом Интернет-портале по адресу https://sbor.pravo.by;

♦ письменном виде по адресу: 220030, г. Минск, ул. Берсона, 1а, НЦПИ, с пометкой «Конституция».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.