Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо…

24 января исполнится 110 лет со дня рождения нашего земляка, Героя Советского Союза Григория Сергеевича Пинчука.

Наша жизнь наполнена событиями, фактами, заботами, делами. Все это складывается в нить человеческой судьбы, каждая из которых участвует в создании полотна истории сначала своей собственной, затем семьи, социума, народа и народов.

Сегодня мы творим современную историю и вместе с тем осознаем и интерпретируем богатейший запас исторических событий, биографий из прошлого.
В учебной программе по русской литературе в 7 классе наши школьники читают произведение «Песня о Соколе» Максима Горького. Ребята анализируют произведение, осознают, что хотел показать автор в сопоставлении двух аллегорических образов главных героев. Герой-Сокол Горького долгие годы зажигает сердца мальчишек и девчонок, призывает быть борцом. И для многих он становился идеалом.
Мечтал ли об этом мальчишка Гриня Пинчук из местечка Лоев, мы, наверняка, не узнаем, но нам точно известно, что Григорий Сергеевич Пинчук прожил достойную жизнь, оставив после себя яркий след.
В эти январские дни мы вспоминаем нашего земляка Григория Сергеевича Пинчука, Героя Советского Союза. Его жизненный путь начался 24 января 1912 года в большой лоевской семье Пинчуков — Сергея Гавриловича и Екатерины Тихоновны.
Как и многие мальчишки, рожденные в начале двадцатого века, Гриша рано повзрослел. Тяжелое материальное положение заставило отца мальчика оставить семью и уехать на заработки. На старшего Гришу, легли все мужские обязанности в семье. На слепой лошади мальчишка пахал землю, добывал в лесу дрова. Не отказывал Гриша и в помощи соседям. Никакая работа не пугала будущего героя. А когда у матери началась экзема, мальчик научился справляться с замесом и выпечкой хлеба, стиркой и уборкой. Тяжелые годы взросления сформировали в нем недетскую вдумчивость, серьезность и ответственность.
Между домашними делами и обязанностями Гриша успевал хорошо учиться. Мать героя как-то говорила: «Не представляю, как это он мог успевать все сделать дома и в школе учиться». Окончил Гриша 7 классов и готовился поступать в речицкое педучилище. В фонде нашего музея хранится реликвия 1929 года — справка. Она свидетельствует, что Григорий Сергеевич Пинчук с 20 июня 1928 года по 7 октября 1929 год работал матросом лайбы № 569. Будущий летчик, как и многие мальчишки Лоева, начал свой трудовой путь с речного флота.
К этому времени отец Гриши устроился на работу в паровозоремонтные мастерские Днепропетровска. Следом за отцом рабочим на заводе становится и Григорий Сергеевич.
Еще один музейный артефакт говорит о том, что с 1930 года Григорий учится в Днепропетровском политехникуме железнодорожного транспорта. «За время пребывания в политехникуме он прослушал теоретический курс по дисциплинам, прошел учебную и производственную практику и в выпускной испытательной комиссии ХОРОШО защитил проекты» — пишется в свидетельстве. В 1933 году Григорию присваивают квалификацию техника. Но уже через год юноша, воспользовавшись комсомольской путевкой, меняет железнодорожные рельсы на небо. Он поступает в школу пилотов. Небо стало его жизнью.

«О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я…»

После окончания школы пилотов Григорий становится морским летчиком Черноморского флота. В 1938 году он уже налетал 93 часа 22 минуты. Наш земляк поднимал в небо многоцелевой самолет-разведчик, трехместный истребитель дальнего сопровождения, бомбардировщик и торпедоносец Р-6, самолет Р-5, который использовался в качестве связного и легкого транспортного самолета. Оттачивал свои навыки Григорий и на одном из самых массовых самолетов в мире — У-2.
В летной книге Пинчука с 1936 по 1940 годы ежемесячно фиксировались тренировочные вылеты с отрабатыванием навыков бомбардирования, полетов под колпаком, воздушной стрельбы.
Будучи старшим пилотом, Григорий Пинчук в 1939 году участвует в советско-финской войне. С первых ее дней командир экипажа самолета-бомбардировщика лейтенант Г.С. Пинчук участвует в боях, выполняет различные задания командования. В одной связке с командиром шли штурман Василий Харламов и стрелок-радист Александр Белогуров. Три друга отважны, жизнерадостны, молоды. Григорию в то время было двадцать восемь лет.
Звено, в котором летал самолет Пинчука, по итогам 1939 года вышло на первое место в авиачасти. В феврале 1940 года командование поручило летчикам ответственное задание: провести аэрофотосъемку важных стратегических объектов противника и нанести по ним бомбовый удар.
Февральским морозным утром 1940 года Пинчук вылетел на боевое задание. Самолет поднялся до отметки 3000 м, через несколько минут штурман сообщил: «Подходим к территории противника». Самолет совершил несколько заходов над объектом, произвел фотосъемку. На четвертом заходе Харламов бросил бомбу на объект противника. Григорий Пинчук развернул машину на пятый заход, и самолет был атакован несколькими вражескими истребителями. Завязался воздушный бой. Пинчук увел бомбардировщик из-под обстрела, но противник успел пробить в самолете баки, отказал прострелянный левый мотор, машина была изрешечена пулями. Третья атака противника оказалась самой тяжелой. В кабине у Пинчука загорелся фонарь, потом комбинезон. Летчику прожгло перчатки и сильно жгло руки. Дым разъедал глаза, трудно было дышать. Обгорала кожа на лице.
Вышел из строя и второй мотор. Пинчук изо всех сил удерживал машину от падения, стараясь перевалить через вражеский укрепленный район. Григорий Сергеевич вел машину уже без зрения. По команде штурмана летчик пилотировал самолет.
«…Пинчук, — как было указано в приказе по Воздушным Силам Балтики, — проявил небывалое геройство… Несмотря на катастрофическое положение — отказ рулей высоты, дым, пламя горящих моторов, — по команде штурмана Харламова, пользуясь триммерами, командир экипажа произвел блестящую посадку на лед в Финском заливе».
Летчики выбрались из самолета, снегом потушили горящие комбинезоны. Несколько часов, поддерживая друг друга, брели по льду залива в направлении своего берега. Пинчук терял сознание. Блуждающих по снежной пустыне летчиков подобрали наши.
В этом бою Григорий Пинчук получил сильные ожоги, тяжелое отравление свинцом. В госпитале он узнал о присвоении ему и всем членам экипажа звания Героя Советского Союза.
В 1943 году здоровье отважного летчика стало заметно ухудшатся. В свидетельстве о болезни 31-летнего капитана написано: «Жалобы на головные боли, дрожание рук, резкую раздражительность, плохой сон, потерю зрения». Молодой человек теряет здоровье. В этой же справке пишется, что до 1940 года ничем не болел. «В 1940 году была авария самолета, отравление свинцом. Два месяца находился на лечении в госпитале, долгое время был без сознания, после чего появились резкая потеря зрения, слабость в правой руке, дрожание рук, головные боли, резкая раздражительность» — указывается в анамнезе. Военные врачи после наблюдений за Григорием поставили диагноз: «Остаточное явление после перенесенной контузии мозга, понижение остроты зрения после перенесенного воспаления зрительного нерва». Однако к летной службе он остался годен.
За несколько дней до гибели Григорий Сергеевич снова обратился к врачам за помощью. 10 мая 1944 его направили на дополнительное обследование, а 14 мая 1944 года он погиб в районе аэродрома «Гражданка», действовавшего внутри Ленинградского блокадного кольца. Именно с этого аэродрома летчики Краснознаменной Балтики защищали ленинградское небо.
Герой похоронен в отдельной могиле на городском кладбище г. Кронштадт. У изголовья захоронения установлен красивый обелиск из черного мрамора, на котором золотыми буквами выбит текст «Герой Советского Союза. Капитан Пинчук Григорий Сергеевич».
Весть о смерти Григория в Лоев пришла через некоторое время. Убитая горем мать потеряла смысл жизни, она перестала разговаривать и даже не могла плакать. Это была вторая похоронка в их дом, месяцем раньше от ран умер младший брат героя — Михаил Сергеевич, лейтенант медицинской службы.

«Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»

В эти дни в Музее битвы за Днепр работает мемориальная выставка «Прерванный полет», посвященная 110-летию Григория Сергеевича Пинчука. На ней демонстрируются личные вещи и документы Героя Советского Союза, собранные его родными и переданные в музей. Здесь же вы сможете услышать интервью двоюродной сестры героя — Елены Тимофеевны Пинчук.
Ксения Семашко,
директор
Музея битвы за Днепр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.