За несколько январских дней Казахстан пережил самый сложный кризис за последние 35 лет

Раны, которые будут заживать долго

«А вы бывали в нашем Казахстане летом? До этих событий?» — расспрашивал меня казах. Я подошла к нему на улице поговорить о трагедии, с которой для страны начался год. Честно отвечаю, что здесь впервые. «Жаль, у нас обычно красиво… 35 лет после столкновений жили спокойно. Кто бы мог подумать, что снова переживем подобное». В глазах моего случайного собеседника (да и других людей, с которыми познакомилась в командировке) я увидела опасение и даже страх, разочарование и непонимание того, что будет дальше.

А это дальше зависит от того, какие выводы сделают местные власти.

Столкновения декабря 1986-го вспоминали и другие мои собеседники. 35 лет назад с поста 1-го секретаря ЦК Компартии Казахстана сняли Динмухамеда Кунаева. Его место занял Геннадий Колбин. Это и стало спусковым крючком для протестов, которые начались на центральной площади Алматы, тогда она носила имя Брежнева. Дальше — беспорядки. В ход шли камни, колья, арматура. Начались погромы. По разным данным, погибло до 150 человек…

И вот мы на той же главной площади — площади Республики, где теперь прозвенели первые звоночки уже центральноазиатской весны. Агрессия одновременно охватила 11 регионов страны, основной удар был направлен против Алматы… Мой новый знакомый говорит, что не хотел бы никуда уезжать, однако опасается за семью, четверых деток. Местные понимают, что произошедшее в январе — только начало. Взорвать ситуацию во всей Центральной Азии помогут, по крайней мере, очень постараются. Желающие найдутся. Вон как всполошились в Штатах и Британии, стоило ввести Коллективные миротворческие силы ОДКБ. На воре, как говорится…

Утром 5 января в центр города направилась 20-тысячная толпа. Прорвала несколько линий обороны, захватив акимат. В разных районах города группы боевиков стали стрелять, громить город, захватывать оружейные магазины, открывать беспорядочный огонь, убивать случайных прохожих. В тот же день был обстрелян кортеж акима Алматы Сагинтаева.
В ночь с 5 на 6 января боевики попытались захватить департамент полиции, районные подразделения. Были попытки нападения на войсковые части для захвата оружия и боевой техники. Атакован международный аэропорт города Алматы. С 6 января силовики проводят антитеррористическую операцию. Это если коротко о случившемся.
* * *

Вот сожженное и разграбленное здание филиала телерадиокомпании «МИР». Уничтожен также архив, который собирали 30 лет. Буквально через дорогу, по улице Желтоксан, — еще одна телекомпания, «Казахстан». Сейчас здание тоже пустует. Так во время погромов бандгруппировки зачищали информационное пространство от СМИ. От тех, кто мог сообщать населению о произошедшем и предоставлять доступ к официальным данным. А главное — так боевики хотели держать людей в страхе.

Айгуль Мухамбетова, как и я, работала в Алматы. Она корреспондент Первого телеканала «Евразия». Рассказывает мне:

— В дни протестов я была дома. У нас, слава богу, все прошло более спокойно. Не было сильных волнений. Были небольшие митинги, они сразу пресекались. Однако то, что я наблюдала через телефон, соцсети (насколько было возможно), — это, конечно, кошмар. После декабрьских событий 1986-го в Алматы за столько лет ничего подобного не было. Были мир и спокойствие. И тут как гром среди ясного неба. Было очень страшно. Наши коллеги подверглись нападению, их эвакуировали. Сейчас мы находимся в другом офисе. Первые два дня журналисты не могли работать из-за отсутствия связи, интернета. 7 января они уже вышли на работу, работали из дому.

— Коллеги из местных редакций рассказывали мне, что в город их не выпускали, небезопасно.

— Да. Погиб водитель телекомпании, ранен репортер… Действительно, в первые дни старались не пускать журналистов в город, они работали из дому.

— Все видео и фото, появлявшиеся в сети, сняты погромщиками. Очень не хватало официальной государственной повестки. Мы, белорусы, уже убедились в том, что крайне важно оперативное информационное сопровождение государственной точки зрения.

— Это важно. Однако, как я понимаю, здесь никто не был готов к таким событиям, даже наш Комитет нацбезопасности. Пресс-служба акимата направляла СМС-сообщения, когда была возможность.

Моя коллега надеется, что ситуация поменяется после недавнего заявления Президента Токаева, который поручил провести в стране серьезную работу над ошибками. Думаю, познакомься мы с Айгуль при других обстоятельствах, с удовольствием прогулялись бы по улицам чудного города, заглянули бы в музей или торговый центр. Их, к слову, здесь немало, однако сейчас полки пусты, витрины разбиты. Вход свободный, нет ни окон, ни дверей. Только хрустящие под ногами осколки «перемен». Так и с кафе, банками…
Бизнесу досталось неслабо. По официальным данным, от рук преступников только в Алматы пострадало около двух тысяч объектов.
С мест происшествия все еще изымается огромное количество улик — одежда грабителей, уцелевшие видеозаписи, орудия преступления, среди которых 127 единиц оружия (и это еще по скромным подсчетам). Это я для тех, кто у нас пиццу или там цветочки «мирным» подвозил, подкармливал финансово. Надеюсь, теперь-то понимают, что и по ним «мирные» прошлись бы тем же катком. И что девочек в белом с цветочками первыми бы пустили в расход. Во имя «перемен».

* * *

Мирных жителей бандгруппировки использовали как щит. Это недавно на местных телеканалах подтвердил прокурор Алматы Берик Жуйриктаев. Еще сказал, что с 5 января в городе орудовали только бандиты и террористы.

«Бандиты захватывали спецтехнику, пожарные машины, автобусы, которыми таранили силы правопорядка. Использовали брусчатку и другие подручные средства для совершения преступлений». Это я цитирую прокурора. Он рассказал и об атаках на охотничьи магазины, о штурме воинских частей и полиции: «Им нужно было оружие, чтобы нападать на сотрудников, устрашать мирное население и продолжать теракты. Громились здания, блокировалась работа пожарной и медицинской помощи. Правоохранительные органы на тот момент считали, что это просто озлобленные митингующие. Поэтому, несмотря на все совершенные преступления, силовики оружие не применяли. Сейчас уже понимаем, что боевики использовали акции протеста для своих целей».

Тайник с оружием нашли в Жамбылской области.

Вооруженные преступники открывали беспорядочный огонь на улицах города, убивая случайных прохожих, посетителей магазинов и водителей, отказывавшихся отдавать свой транспорт. Так 6 января убили и режиссера Сакена Битаева.
Казахстан столкнулся с актом терроризма. Были захвачены здание акимата города, аэропорт, резиденция Президента… Характер, подготовленность, жестокость и синхронность действий свидетельствуют об их организованности.

И все это в братской нам республике. Если бы не миротворцы, волна агрессии смела бы не только Казахстан — пошла бы дальше. Именно страны-партнеры подарили казахам и казахстанцам надежду. Враги не могли просчитать, что ОДКБ окажется столь мощной структурой, среагирует мгновенно и эффективно. Сильно ударит по организаторам гибридных атак. Это сотрудничество эксперты уже называют эталоном межгосударственных связей, за которыми стоит многовековая близость народов, добрососедские отношения. Миротворческая операция ОДКБ показала, что наши государства готовы защищать общее пространство безопасности.

Рисковали наши военные? Еще бы. За голову белоруса, русского враги обещали боевикам тысячи долларов, ожидая в мировом инфополе эффект разорвавшейся бомбы. Ошиблись неуважаемые. Риски и угрозы прекрасно понимают главы государств — участников ОДКБ, понимает наш Президент. Потому парней все эти годы так тщательно обучали, экипировали. Каждый из них, выполнив задачу, должен возвращаться домой. Спасибо за службу, парни.

ЦИФРА

Сейчас сообщается о 4578 потерпевших в Казахстане. Из них 4353 ранены, в том числе 3393 силовика. Во время чрезвычайного положения в морги были доставлены 225 погибших. Часть из них — это вооруженные бандиты, участвовавшие в терактах. Погибли 19 полицейских и военных.

ФАКТЫ И ЦИФРЫ О БЕСПОРЯДКАХ В АЛМАТЫ:

♦ с увеличением числа митингующих к ним присоединились террористы, радикалы-экстремисты и криминалитет, которые призывали толпу на агрессивные насильственные действия против власти и полиции и к захвату здания акимата;

♦ с 5 января на улицах орудовали только боевики и террористы;

♦ нападавшие профессионально подготовлены, владеют оружием, методами ведения боя. Группами по 4—5 человек передвигались на захваченных авто без госномеров;

♦ боевики использовали мирных граждан как живой щит и принуждали к протестам, несогласных демонстративно убивали;

♦ преступники переодевались в военную и полицейскую форму для дискредитации силовиков;

♦ вал ложных сообщений о минировании зданий, стрельбе, погромах одновременно в разных частях города — такая тактика применялась террористами для «выматывания» силовиков;

♦ напавшие на здание департамента полиции забрали с собой раненых и убитых;

♦ было совершено 7 нападений на морг, откуда похищено 41 тело;

♦ среди террористов были подготовленные снайперы;

♦ в Алматы захвачено 7 оружейных магазинов;

♦ преступники похитили 1347 единиц оружия;

♦ во время беспорядков повреждено 167 полицейских автомобилей, десятки машин скорой помощи и МЧС.

gladkaya@sb.by

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK