Узникам гетто сказали, что везут на работы, вместо этого доставили в лагерь смерти Освенцим

После шталага их ждали газовые камеры

В годы войны именно на территории Беларуси немцы впервые опробовали тактику массовых убийств, а заключенные в гетто стали ее первыми жертвами. После оккупации на нашей земле создано несколько сотен гетто. Наиболее крупное — Минское. В нем находилось около 100 тысяч человек. К 1944 году все их узники были ликвидированы. Через эти лагеря смерти прошли многие жители Гродненского района.

Евреи в Гродненском гетто.

Местные оккупационные власти объявили о создании двух гетто в Гродно 1 октября 1941 года. Гетто № 1 расположилось в районе улиц Замковая, Кошевого (теперь Большая Троицкая), Виленская, Советская. Центральный вход со стороны Замковой. Гетто № 2 — в районе нынешних улиц Антонова, Лидской, Белуша, части проспекта Космонавтов. Территорию огородили колючей проволокой, охранялась она жандармами и гестаповцами. За самовольный выход грозила смертная казнь. Сначала принудительно переселили гродненцев с центральных улиц Кирова, Маркса, Ожешко, а к 2 ноября 1941-го гитлеровцы заставили переместиться туда всех городских евреев. В первом гетто насчитывалось 15 тысяч человек, во втором — 10 тысяч.

Начальником гетто № 1 назначили гестаповца Визе, профессионального убийцу. Управлявший лагерем № 2 Стеблев был ему под стать. Обычным делом стали террор, убийства узников. Людей расстреливали, чаще без повода. Почти сразу местная администрация учредила «контрибуцию»: у несчастных отбирали ценные вещи, теплую одежду, добротную обувь.

С началом октября 1942 года людей из городских гетто стали перевозить в лагеря смерти. К этому времени шталаг 353 — пересыльный пункт. В начале декабря в нем находилось 10 тысяч узников из еврейских гетто из Лунно, Скиделя, Озер, Поречья, Скиделя, Сапоцкина, Голынки, Каменки, Скиделя. Вскоре привезли еще 14 тысяч человек из населенных пунктов Белосточчины: Домброво, Яново, Саколки, Кузницы, Крынок и других. Сюда же доставили 5 тысяч из городского гетто. Всего около 30 тысяч заключенных.

Комендант шталага 353 Ринтцнер лично встречал прибывших. Мужчин приказывал изолировать в отдельных землянках, им не разрешалось встречаться с близкими. Он избивал любого, кто попадался на глаза, расстреливал до 40 заключенных в день. Шталаг не был приспособлен к суровым условиям зимы, и с середины декабря 1942 года его узников стали рассылать в лагеря смерти. В одну из декабрьских морозных ночей очередную группу заключенных погнали на железнодорожную станцию Лососно. Стариков и больных, отставших в пути, расстреливали на месте. Других затолкали в товарные вагоны. В течение недели шталаг 353 опустел. Осталось около 3 тысяч человек. В скором времени их, окровавленных, избитых, обмороженных, вернули в Гродненское гетто № 1.

В начале января 1942-го там появились подпольщики — коммунисты и комсомольцы. Свою деятельность начали с распространения сводок с боев, о победах советских солдат. Помогали военнослужащим, гестаповским жертвам, оформляли поддельные документы, добывали оружие, организовывали выходы за пределы гетто. В конце года первые группы заключенных, которым удалось выбраться оттуда, отправились к партизанам. Те, кто дошел, с февраля 1943 года сражались в составе партизанской бригады имени Ленинского комсомола.

В августе 1943-го группа бывших гродненских узников (в ее составе были те, кому удалось выпрыгнуть из поезда во время переправы в Белосток) в августовских лесах на Гродненщине создала партизанский отряд, который успешно воевал с фашистами и их приспешниками. Но это еще впереди. А тогда…

Осенью 1942 года гетто оповестили: все будут отправлены на работы. В ноябре около 1600 евреев на товарной станции Гродно ударами прикладов загнали на открытые платформы и в грузовые вагоны состава. Через трое суток все эти люди уже были в конечном пункте… Освенциме. Все они погибли в газовых камерах. В ночь на 21 ноября такая же участь постигла следующую группу заключенных — 2400 человек. После этого гетто № 2 перестало существовать.

К тому времени в гетто № 1 оставалось 17 тысяч человек. В конце ноября палачи-немцы таким способом уничтожали и их. Городская гестаповская чиновничья клика была удовлетворена результатами, садист Визе принимал поздравления. Этим маршрутом смерти вывозили заключенных больше года. 12 марта 1943-го городское гетто окончательно уничтожили.

В первые месяцы войны гетто создавались в других населенных пунктах Гродненского района. За август — сентябрь 1941 года их организовали в Скиделе, Озерах, Поречье, Голынке, Сапоцкине, Индуре, Каменке. Там находилось около 7 тысяч человек.

Одно из самых крупных — в Скиделе на территории бывшего военного городка 127-го истребительного авиа­полка. В шести деревянных зданиях все люди не поместились, а потому рядом выкопали и наспех оборудовали для них землянки. Территорию отгородили колючей проволокой в несколько рядов, под угрозой расстрела выходить за ее пределы запрещалось. На работу узников выводили колоннами. Условия были тяжелые, люди умирали от холода, голода, болезней.

Некоторым все же удавалось бежать к партизанам, и они с оружием в руках боролись с врагом, полицейскими из Скиделя и окрестностей Я. Ошурко, В. Якимчуком, Н. Сидоровичем, Н. Тручинским, К. Мозолевским, Я. Мрочеком, на чьих руках кровь десятков людей.

В 1942 году всех скидельских узников согнали на центральную площадь. Их разделили на группы, опоясали веревками и пешей колонной отправили в шталаг 353. По дороге убивали каждого, кто отставал или падал от изнеможения. В лагерь добралось свыше 2 тысяч человек, всех в 1943-м отправили в лагеря смерти. Так закончился трагический путь узников Скидельского и Гродненского гетто.

https://www.sb.by/author/1483087-sergey-sinilov-20220420/

 

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK