Дорогами войны: бой под Ручаёвкой

Весной 1943 года, когда уже почти два года шла Великая Отечественная война, гитлеровская армия сосредотачивала разбитые силы на Курскую дугу, чтобы попытаться хоть как-то исправить своё положение на фронте, предвещающее неминуемый крах. В эту пору штаб партизанского движения на Украине дал указание всем партизанским отрядам на территории Черниговской области собраться в единое партизанское соединение, которое возглавлял секретарь Черниговского обкома партии Алексей Федорович Федоров. Соединение получило задание — выйти на Запад в Волынскую область, чтобы там, подальше от линии фронта, развернуть диверсионную работу на железных дорогах, по которым в то время двигались сотни гитлеровских эшелонов с боевой техникой и живой силой к линии фронта на Курск. Первым в этот далёкий рейд вышло Сумское партизанское соединение под командованием Сидора Артемовича Ковпака. Соединение под командованием А. Ф. Федорова также перебазировалось в западные области Украины. В нем находился и я.

Наш путь проходил через деревню Ручаёвка Лоевского района, где фашисты пытались оказать нам сопротивление. Об этой битве мне бы хотелось рассказать более подробно.
…Наше соединение отправилось в далекий партизанский рейд в Волынскую область. Было это в середине марта. Перед бойцами стояла сложная задача: как можно быстрее переправиться через реку Днепр. Лед на реке с каждым днем становился все тоньше и слабее. Переправляться пришлось в районе деревень Лопатни и Щитцы.
Днем ранее разведка передала, что на Днепре поверх льда стоит вода. Командование отдало приказ отдельным подразделениям загрузить сани лесоматериалом и доставить его к реке, чтобы по льду сделать настил и переправить по нему людей, лошадей, боеприпасы. Дело было не из легких.
В ночь на 13 марта головная колонна стояла у самого Днепра. Все торопились поскорее перебраться на правую сторону. Стояла мертвая ночная тишина, небо казалось темным колпаком. Под копытами лошадей настил стал ломаться, нелегко было тянуть тяжелые сани с боеприпасами. Приходилось перепрягать лошадей и тащить оружие вручную. Фашистские стервятники беспрерывно кружили в небе, стараясь обнаружить любое движение. Людям запретили зажигать спички, разводить огонь.
Партизаны в засмальцованных и прожженных кожушках, закопченных дымом партизанских костров, с автоматами и гранатами, висевшими на ремне, торопливо, едва слышно передвигались в темноте. Где-то под утро переправа закончилась. Соединение вышло на высокий правый берег к небольшой деревеньке Щитцы. Здесь партизаны разделились. Одна группа ушла в д. Синск, чтобы создать плотную засаду у дороги Лоев — Брагин и отразить в случае необходимости вражеское нападение из горпоселка. Главные силы соединения расположились в селе Бывальки. Выставив посты на дорогах, ведущих в село, партизаны отдыхали под надежной охраной.
В ту же ночь разведка отправилась в Ручаёвку, чтобы узнать, какими силами располагает противник, где и как расположены огневые точки и укрепления. Получив необходимые сведения, бойцы решили отдохнуть в лесу неподолеку от села Корчёмка. По-весеннему пахло прелой травой и болотной сыростью, где-то вблизи горластые петухи предвещали о скором рассвете. Командир разведгруппы Кощенко направил двух разведчиков с донесением в штаб. Они доложили о том, что в Ручаёвке фашисты вместе с полицаями подготовили сильную оборонительную засаду. На высотке у школы построили дзоты с гнездами для пулеметов, вырыли скрытый подземный ход, глубокие траншеи.
Располагая наличием точных разведданных, командование соединения приняло решение с наступлением темноты окружить населенный пункт, отрезать связь, зажать противника в кольцо и уничтожить. Отряд имени Щорса шел во главе колонны и, обогнув Ручаёвку, у развилки «Грохов — Брагин» перекрыл подступы к деревне на случай фашистского подкрепления с Брагина. После того, как все было готово, в небо взвились сигнальные ракеты. Партизаны решили захватить карателей живьем. Под покровом темноты они по-пластунски ползли к школе, где находились гитлеровцы. Возле траншеи и дзота встретили нескольких часовых, которых сняли бесшумно. Михайлов и Горленко развернули пулеметы на школу, а Баринов — вдоль улицы. Все пулеметы одновременно начали стрелять по врагу. В окна школы полетели гранаты, оттуда доносились крики и стоны раненых врагов с просьбой о пощаде.
Захваченных в плен фашистов расстреляли. Среди них был и немецкий офицер, возглавлявший гарнизон в Ручаёвке. Когда с ним заговорил по-немецки наш переводчик, он принял его за своего и на все вопросы отвечал охотно, попросил, чтобы тот помог ему бежать.
В ту ночь весь фашистский гарнизон в Ручаевке был уничтожен. Партизаны в этом бою потерь не имели. Уходя из деревни, они сожгли здание школы и складские помещения. Их путь лежал на Запад.
На этом я закончиваю свой рассказ о битве в селе Ручаёвка…

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK