СОП — это рука помощи

Счастливую улыбку и беззаботный детский взгляд мы видим, увы, не у каждого ребёнка. Там, где родители выпивают и (или) пренебрегают благополучием ребёнка, а положительное воспитание уходит куда-то на задний план, заботу о детях берёт на себя государство. Еще каких-то там 30 лет назад оступившихся матерей и отцов просто лишали родительских прав, а детей в лучшем случае ждала приёмная семья, в худшем — интернат. Горе-родителям была одна дорога — в социальную пропасть. 16 лет назад в Беларуси принят важнейший документ, защищающий несовершеннолетних от неблагополучия, — Декрет №18. По прошествии стольких лет он не утратил своей актуальности. Его цель — упредить социальное сиротство, а один из рычагов воздействия — признание ребёнка находящимся в социально опасном положении. Устрашающий статус СОП, думаю, слышали многие. Что же это на самом деле: надёжная рука помощи семье или наказание за неблагополучие? Ответ на этот и другие вопросы мы узнали у директора районного социально-педагогического центра Ольги Глушанко.

— Ольга Николаевна, в обществе бытует мнение, что статус СОП — это позорное клеймо. Правильно ли поступают наши граждане, придерживаясь подобных стереотипов?
— Признание ребенка находящимся в социально опасном положении — это, прежде всего, желание субъектов профилактики помочь семье, защитить права и интересы несовершеннолетних, напомнить родителям об их обязанностях, а не навредить. Статус СОП никак не отразится на дальнейшем жизненном пути ребенка, не помешает ему получить профессию, найти работу по душе или создать семью.
— Какие органы занимаются выявлением несовершеннолетних, находящихся в СОП?
— Выявление детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют государственные органы и организации в пределах своей компетенции: учреждения образования и здравоохранения, ОВД, РОЧС. Также рассматриваются обращения от граждан.
В каждом случае учреждением образования проводится социальное расследование, к которому привлекаются представители межведомственных структур. Комиссионно обследуются условия жизни и воспитания ребенка, осуществляется сбор информации о семье. Итоги социального расследования рассматриваются на заседании совета по профилактике, а затем на районном координационном совете по реализации требований Декрета № 18, здесь же и принимается окончательное решение.
— Каковы критерии признания детей находящимися в социально опасном положении?
— На сегодня их три. Первый — родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка: условия проживания несут угрозу жизни и здоровью для несовершеннолетнего, допускается оставление ребенка без пищи, систематически не выполняются рекомендации медицинских работников, препятствуют получению обязательного общего базового образования.
Второй — отсутствие надзора за поведением детей и их образом жизни, вследствие чего несовершеннолетние совершают правонарушения (распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, своевольные уходы из дома).
И третий критерий — аморальный образ жизни родителей, злоупотребление своими правами, жестокое обращение с детьми. Чаще всего в последнюю категорию попадают люди с алкогольной и наркотической зависимостью.
Весь механизм пошагово расписан в законодательстве и методических рекомендациях. Признание ребёнка находящимся в СОП — начальный этап «оздоровления» семьи, когда субъекты профилактики принимают меры, чтобы устранить причины и условия, которые могут привести к глубокому неблагополучию и расставанию детей с родителями.
— Выходит, выявление семейного неблагополучия не означает, что детей обязательно изымут из семьи?
— Конечно. Например, за прошлый год в нашем районе признано находящимися в СОП 66 несовершеннолетних, и только 26 из них по объективным причинам были помещены в приют и Лоевскую ЦРБ (дети до 3 лет). Бывают, конечно, и экстренные моменты, когда без крайней меры не обойтись. В этом году произошёл случай, когда оба родителя, имея на попечении малышей (одному не было и 3 месяцев от роду, а другому всего около двух лет), злоупотребляли спиртными напитками. На момент посещения семьи мать находилась в состоянии сильного алкогольного опьянения, спала, на присутствие членов комиссии не реагировала, в итоге так и не проснулась. Отца же дома не было, мужчина где-то распивал спиртные напитки в компании друзей. Маленькие дети были оставлены без должного ухода и присмотра, что несло угрозу их жизни и здоровью. К тому же у младшего ребенка имелось серьёзное заболевание. По этой причине дети были экстренно изъяты из семьи. Родителям был установлен срок на исправление, чтобы вернуть детей. Однако они и далее проявляли полное равнодушие к своим малышам, не обеспечивая за ними должный уход. Поэтому решением комиссии по делам несовершеннолетних дети были отобраны и помещены на государственное обеспечение, где и находятся по настоящее время.
— Скажите, что необходимо предпринять родителям, чтобы снять данный статус?
— Раз в три месяца районный координационный совет по реализации требований Декрета № 18 рассматривает динамику ситуации в семье. Мамам и папам дают шанс всё исправить, подсказывают, как изменить сложную жизненную ситуацию, помогают трудоустроиться, оказывают социальную, правовую, психологическую, материальную поддержку. Когда устранены все причины и условия, повлекшие признание ребенка в СОП, исполнение решения прекращается, ребёнок снимается с учёта. Но, как показывает практика, данный статус сохраняется более трех месяцев. Тогда вводятся дополнительные мероприятия, устанавливаются иные сроки их исполнения. Если работа с семьёй не приносит положительного результата, координационный совет вправе направить в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайство о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, т.е. отобрании его у родителей и помещении на гособеспечение сроком до шести месяцев. В любом случае к каждой семье применяется индивидуальный подход.
— Ольга Николаевна, приносят ли результаты такие меры воздействия на нерадивых взрослых?
— Безусловно. В 2021 году в Лоевском районе 52 ребёнка снято с учёта в связи с нормализацией ситуации в семье. Всё это благодаря профилактической индивидуальной работе. Некоторых боязнь потерять сына или дочь и даже нескольких отрезвляет во всех смыслах: устраиваются на работу, проходят лечение от алкогольной зависимости либо берут себя в руки и отказываются от спиртного самостоятельно, гасят задолженности… Но есть и те, кому наплевать на родную кровиночку и их дальнейшую судьбу. Их беспокоит только одно: если детей заберут на гособеспечение, то им придётся платить за их содержание. Отрадно, что в моей практике таких негативных примеров было немного. За последние пять лет 16 несознательных граждан были лишены родительских прав. Имело место и восстановление в родительских правах (3 родителей в отношении 6 детей).
В заключение хочется отметить, что кризис может случиться в любой семье, ведь от этого никто не застрахован. Помните, в беде вы одни не останетесь, безвыходных ситуаций не бывает, так как субъекты профилактики всегда готовы прийти на помощь.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK