23 ноября 1943 года – день освобождения Брагинского района от немецко-фашистских захватчиков

За два месяца до этого с бывшего райцентра Комарин началось победное шествие Красной армии по белорусской земле.

За подвиги, совершенные при изгнании врага с территории Комаринского и Брагинского районов, 398 воинов удостоены звания «Герой Советского Союза», тысячи отмечены орденами и медалями.

Более трех с половиной тысяч доблестных сыновей Отечества упокоились в земле Брагинщины. По последним данным, в братской могиле по улице Советской в райцентре обрели вечный покой 393 красноармейца. Среди них Герои Советского Союза Павел Мамкин и Николай Махов, их именами названы улицы горпоселка. Оба они уроженцы России и оба удостоены высокого звания посмертно – за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра.

Первый – командир пулеметного отделения, которое 28 сентября 1943 года переправилось через реку и внезапным броском овладело траншеей врага в районе деревни Вялье. Благодаря этому другие подразделения 77-й стрелковой дивизии получили возможность успешно преодолеть водную преграду. На захваченном плацдарме бойцы отразили контратаку противника, нанеся ему большой урон. Гвардии младший сержант Мамкин погиб в бою 19 октября того же года.

Николай Махов командовал отделением стрелкового полка. В ночь на 28 сентяб­ря он получил приказ переправиться на правый берег Днепра и закрепиться на нем, поджидая остальные группы. Что и было сделано. Появление наших гвардейцев стало полной неожиданностью для фашистов. До рассвета Махов и его боевые товарищи перевезли еще 120 гвардейцев с оружием и боеприпасами. Затем были упорные бои буквально за каждый метр родной земли, которые продолжались до 18 октября. Фашисты оказывали нашим воинам отчаянное сопротивление. Преследуя врага, Махов оказался в окружении гитлеровцев. У деревни Жиличи отважный боец был сражен вражеской пулей.

Нельзя не сказать о легендарной 5-й роте 2-го батальона 218-го полка 77-й стрелковой дивизии во главе с 23-летним гвардии лейтенантом Меликом Магерамовым. Бойцы приблизительно одного возраста: 18–20-летние ребята. А новичкам – сибирякам Николаю Еремушкину, Михаилу Власову и дальневосточнику Виктору Бабошину и вовсе по семнадцать, они призывники 1943 года. В ночь на 27 сентября в течение 20 минут, пока немцы не замечали движения по реке, им удалось высадиться и захватить первую линию траншей противника. В жесточайшем бою рота удерживала плацдарм на протяжении 12 часов, чем обеспечила успешное форсирование основных сил дивизии. По воспоминаниям командира 15-го стрелкового корпуса 13-й армии Ивана Людникова, происходило это возле деревни Галки.

За успешные боевые действия, героизм и отвагу в боях за Днепр 16 бойцов одной роты, включая командира, были удостоены звания Героя Советского Союза. О подвиге гвардейцев Магерамова сообщала 1 октября 1943-го газета «Боевой призыв» 61-й армии. В дивизии побывал командующий фронтом генерал армии Константин Рокоссов­ский и сфотографировался на память с ротой Героев. Такое название за ней закрепилось после объявления указа о награждении.

К сожалению, не все дожили до официального признания их подвига. Многие остались на правобережье Днепра, в братских могилах Комарина и окрестных деревень.

В освобождение Брагинщины от немецко-фашистских захватчиков внес свой вклад отважный сын Грузии Шалва Челидзе. Он был коман­диром стрелкового полка, батальоны которого 23 ноября 1943 года с ходу форсировали Брагинку и освободили районный центр от немецко-фашистских захватчиков. Одна из улиц Брагина носит имя Челидзе.

А символом освобождения Брагина по праву можно считать танк, установленный на пьедестале в центре гор­поселка. Не все боевые машины, стоящие на постаментах, воевали, большинство появилось после войны и выполняет мемориальные функции. Это вполне объяснимо: вряд ли стоило рассчитывать на то, что в ходе жаркого наступления командование будет оставлять в каждом освобож­денном населенном пункте исправный танк. Да и подбитые были нужнее в качестве металлолома. Поэтому сегодня машины, участвовавшие в бою, редкость. А в Брагине на постаменте именно такая тридцатьчетверка старой модификации – Т-34-76.

Откуда взялся танк? В 1980-х годах его достали из болота у деревни Жиличи. По свидетельству очевидцев, с первого раза это сделать не удалось, за долгие годы тяжелую бронетехнику сильно затянуло в трясину. В следующий заход вытащили танк с помощью тягачей, к которым водолазы прикрепили тросы. 3 июля 1983 года в присутствии ветеранов 61-й армии, принимавшей участие в освобождении Брагинщины, боевая машина из роты Н. В. Хлистунова 2-го батальона 68-й отдельной танковой бригады заняла свое место рядом с Домом культуры.

Интересная деталь: таких «фронтовиков» на постаментах в Беларуси всего два. Оба на Гомельщине – в Брагине и Речице.

gp.by

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK