После вмешательства Главы государства «Wildberries» вернул покупателям более миллиона рублей

Белорусы быстро «подсели» на маркетплейсы. Удобный сервис. Тысячи производителей из разных стран, сотни тысяч наименований товаров… Достойный шопинг доступен из удобного кресла со смартфоном в руках. Беларусь восприимчива к новым технологиям. Но у белорусов есть национальная особенность — чувство справедливости. И на бытовом, и на государственном уровнях. В стране рады любым инновациям. В том числе и в сфере торговли. Но при условии, что компании работают честно, порядочно, соблюдая законодательство и на благо людей, а не с беспардонной борзотой набивают свои карманы за счет белорусов. А если кто-то думает иначе, то в государстве есть политическая воля, чтобы поставить сомневающихся на место. И такая поучительная история недавно произошла с маркетплейсом «Wildberries». Позволив себе бестактность по отношению к белорусским покупателям, компания, видимо, и не подозревала, что вопросы потребительского рынка стоят на личном контроле Главы государства. Поэтому «разбор полетов» наступил быстро, был принципиальным, и точка в этом деле была поставлена железобетонная.
brwgqjkhhvr344v076oawy8atv0fgrxd.jpg
Многие крупные маркетплейсы — трансграничные компании. «Головная» фирма зарегистрирована в одной стране, товары на электронной площадке выставляют производители из других стран, продажи происходят в третьих… Будем откровенны: иной раз в своих интересах маркетплейсы начинают жонглировать правовыми нормами. Мол, мы же в Беларуси осуществляем только доставку. А покупаете вы товар не у нас. Словом, пользуются хитросплетениями транснационального статуса. Специалисты скажут: существуют правовые коллизии. Они обсуждаются на профильных конференциях. По своей сути маркетплейсы —виртуальные компании. Но денежки-то берут с наших покупателей реальные. И не всегда честно.
С «Wildberries» же что получилось? Маркетплейс стремительно ворвался на рынок благодаря своей бизнес-модели: возможности заказать несколько единиц товара, примерить их прямо в пункте выдачи и оплатить подходящие покупки. Именно благодаря этой опции бренд стремительно завоевал внушительную долю на рынке электронной торговли.
Но в определенный момент с торговой площадкой стали происходить разные странности, идущие вразрез с клиентоориентированностью. К примеру, в сентябре маркетплейс свои издержки на логистику решил переложить на покупателей, введя плату за возврат товаров. Если какая-нибудь вещь не подходит, то вернуть ее можно за деньги. Цена возврата колебалась от одного до почти четырех рублей. Причем комиссия никак не была привязана к стоимости возвращаемого товара.
— Я постоянно заказывала в «Wildberries» своим малышам шапочки, рукавички и разные другие вещи, — говорит одна из покупательниц Людмила. — Цены были доступные. Определить точно размер у детей сложно, поэтому заказывала сразу несколько вещей и обычно покупали те, которые лучше всего подходили. Плата за возврат стала для меня проблемой. Если юбочка стоит 8—10 рублей, то платить за возврат 3—4 совершенно несправедливо.

И незаконно. По белорусскому законодательству продавец должен принимать качественный товар без взимания всякой платы. Поэтому Министерство антимонопольного регулирования и торговли выписало «Wildberries» предписание. Ему вняли, и платный возврат исчез. Но прошло чуть больше двух месяцев, и опция снова появилась. Причем подленько: под самые новогодние покупки, 9 декабря. В этот период люди активно ищут подарки друзьям и родственникам, поэтому иной раз готовы заплатить и несправедливую таксу.
— В декабре я заказала четыре пары кроссовок: две модели в двух размерах. На фото в интернете не всегда легко понять, что подойдет по размеру и как будет смотреться, — объясняет причины заказа нескольких пар одна из пользователей этой торговой площадки Любовь. — После примерки я приобрела одну пару, а от трех отказалась. Возврат каждой пары стоил 3,9 рубля. В общей сложности я заплатила за него около 12 рублей. Таким образом, кроссовки, которые стоили 175 рублей, обошлись мне почти в 187. Плата за возврат списывалась с карточки, привязанной к маркетплейсу, тремя отдельными транзакциями в течение нескольких часов.
Впрочем, не только Любовь, но и других пользователей возмутило такое поведение маркетплейса, и в МАРТ посыпались жалобы. Ведомство отправило новое предписание. Его проигнорировали. Тогда документы передали в суд. Но испугаешь ли такие компании Фемидой?! Тем более дело административное. 17 января суд вынес решение: должностные лица за невыполнение предписания получили два штрафа: девять и десять базовых величин. Слезы по сравнению с оборотами виртуального торговца. И объемом платы за возврат. Видимо, компания надеялась и дальше игнорировать законодательство и требования органов государственного управления по его соблюдению, уплачивая штрафы. Экономически это было однозначно выгодно. Правда, не учли, что в Беларуси вопросы потребительского рынка находятся на контроле на самом высшем уровне.
Всем известно ключевое требование Президента: работать и по закону, и по совести. И случай в «Wildberries» не прошел мимо Главы государства. Реакция последовала незамедлительно: Александр Лукашенко поручил Комитету государственного контроля оперативно разобраться в ситуации. Восстановить справедливость и жестко поставить точку в этом деле раз и навсегда. Как говорится, железобетонно.
— Была проведена соответствующая беседа с руководством компании, как белорусским, так и российским, — отметил председатель КГК Василий Герасимов. — С их стороны получены заверения о недопустимости подобных действий в будущем.
А в настоящем благодаря вмешательству первого лица «Wildberries» быстро исправился. Еще до судебного заседания исчезла плата за возврат товара. А всем пострадавшим гражданам в течение двух дней вернул все средства, незаконно полученные за эту «услугу».
Наши покупательницы Любовь и Людмила подтвердили: деньги вернули таким же образом, как и списали с карточек.
Кстати, маркетплейс поживился на кошельках более 120 тысяч человек и вернул им более 1,1 миллиона рублей. Теперь понятно, почему компания не боялась судов: штрафы блекнут перед объемами не совсем законной выручки.
Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов напомнил: в Беларуси не заинтересованы в уходе любого игрока с рынка, но и нарушать закон никому не позволят.
Позиция Президента по потребительскому рынку принципиальная и непоколебимая: все игроки должны соблюдать закон и вести честный бизнес. А перекладывать на белорусских покупателей свои издержки или зарабатывать на дополнительных «услугах» ни у кого не получится. Для наведения порядка есть главное в стране — политическая воля.
КСТАТИ
В прошлом году по итогам контроля КГК за объектами интернет-торговли было привлечено к ответственности 812 граждан, приостановлена работа 35 объектов торговли и возбуждено десять уголовных дел.