Две судьбы в большом городе

РАССКАЗ


Александра. Не знаю точно, чем руководствовались родители, давая это имя своей дочери, но, безусловно, надеялись они на то, что имя придаст маленькой девчушке мужества в преодолении жизненных препятствий. И они не ошиблись. Когда внезапная беда в виде аварии на Чернобыльской атомной станции свалилась на молодую семью, в которой к тому времени росло две маленькие девчушки, Саша знала, что ей надо быть сильной, чтобы обустроиться вместе с мужем на новом месте, где нет ни родных, ни близких, ни знакомых. Большой город принял провинциалов настороженно. Но нашлась работа, да и с жильём как-то всё образумилось, а всё остальное — дело наживное. Весёлая, жизнерадостная Шурочка-рукодельница вскоре покорила сердца соседей и коллег, появились новые друзья. Умение искусно шить и готовить, мастерить поделки из соломки не только заставляли восхищаться, но и были ступенькой к созданию светлой атмосферы добра, бескорыстия и душевной щедрости в доме Александры и Владимира.
Мужество понадобилось Александре и тогда, когда вдруг не стало любимого человека. Володя стал болеть практически сразу после переезда. Врачи и целители, к которым обращалась женщина, сначала говорили о том, что нужно надеяться на лучшее, а потом, пряча глаза, о том, что в мире нет ничего вечного… А она надеялась. Пришлось уволиться с хорошо оплачиваемой работы, чтобы быть рядом с умирающим на глазах мужем. В то время Александра была рада тому, что удалось устроиться уборщицей в близлежащей школе, ведь в этом случае ей всего на пару часов приходилось оставлять мужа одного. Дочери, конечно, помогали ей, чем могли, но они не могли заботиться об отце так, как это делала Шурочка.
Он умер у неё на руках. Тогда Александре показалось, что вместе с ним ушла и её жизнь. Грусть, тоска, отчаянье выразились в молчании и полном нежелании не только общаться, но и двигаться, кушать…Старшая дочка Танюша к тому времени уже вышла замуж и жила с мужем отдельно. А вот Ольга, младшая дочь, очень переживала за душевное состояние самого дорогого человека. Ей было жутко смотреть на неподвижно лежащую, притихшую и такую далёкую маму. Она всё время боялась, что однажды мама не выдержит свалившегося горя.
…Уже после второго урока Ольга спохватилась, что забыла дома реферат по одному из предметов. Он гарантировал улучшение оценки за четверть. Подговорив одноклассниц, чтобы те “прикрыли” её на физкультуре, Оля бросилась стремглав домой. Как назло, лифт в этот день не работал. Девчонка помчалась по ступенькам на третий этаж. Запыхавшись, она долго возилась с ключами, открывая двери. А когда вошла… сразу почувствовала неладное. Не разуваясь, хотя Александра всегда за это ругала, поспешила в мамину спальню. Крик девочки, собравший соседей, будто вернул Шурочку в реальный мир. Она медленно огляделась вокруг и с ужасом осознала, что сидит на балконе, перекинув одну ногу через перила. Тот день для неё стал вторым днём рождения. Она реально осознала, что нужна своим дочерям и маленькому внуку, который родился у Татьяны спустя несколько месяцев после этого страшного дня. Александра снова нашла в себе силы и мужество…


Зоя. В большой город она приехала в поиске своего места в «огромном муравейнике». Позже, после окончания училища, у весёлой, симпатичной медсестры не было отбоя от поклонников. Но свою руку и сердце Зоенька отдала балагуру Валере. Он, как и водится, обещал всю жизнь носить жену на руках, и в горе, и в радости быть вместе. Муж и правда помогал ей во всём. Очень радовался появлению первенца, а позже и второму сыну. Зоя, воспитанная в строгих традициях сельской интеллигентной семьи, старалась успевать и порядок в квартире поддерживать, и разнообразными блюдами своих мужчин побаловать, и штопать заплатки на штанах непосед-сыновей.
Прошло время. Валера, махнув рукой на все свои обещания, бросил семью ради другой женщины. Ему просто стали не нужны жена и дети. Они надоели. Он устал от быта, от необходимости постоянно экономить на чём-то. Выяснения отношений ещё больше отдалили друг от друга супругов. И они расстались. Валера уехал в другой город, а Зоя осталась одна со своими мальчишками-подростками.
Не раз материнское сердце обливалось слезами в беспомощности, когда сыновья, занятые своим “Эго”, влазили в разные потасовки и сомнительные компании. Каждый раз она спрашивала себя: “Как можно совместить работу и сверхсрочные дежурства с воспитанием детей?”. Они к тому времени давно вышли из того возраста, когда достаточно было взять за руку, пожурить и настоять на своём. Каждое нравоучение воспринималось ребятами в штыки. Они, как маленькие ёжики, сворачивались, уходя в свой собственный мир и выставляя наружу только иголки. Много позже, когда и один, и второй сын отслужили в армии, жить стало немножко легче. Они повзрослели, наконец-то, но всё равно ожидали помощи от Зои.
Старший сын, уехав в другой город и создав там свою семью, редко когда появлялся у мамы. За жизненными неурядицами и семейными проблемами он порой даже не считал нужным позвонить и поинтересоваться здоровьем. Зато не забывал при случае напомнить, что часть квартиры, в которой они все жили, принадлежит ему, и он не собирается отказываться от неё в пользу своего брата.
Меньшего сына жизнь тоже не баловала. Но он, осознавая, что мать ради своих детей положила на алтарь жизни всю свою молодость и здоровье, больше жалел её, что ли. Старался каждый день бывать у неё, сглаживал конфликтные ситуации, помогал решать домашние проблемы. И очень сильно любил своих собственных сына и дочь. Наверное, поэтому она больше с ним и сблизилась, воспринимая его трудности, как свои собственные.
Переживала, ворчала, порой обижалась и всё же была готова жертвовать собой ради сыновей и внуков. Несмотря на перенесённые годы одиночества и невзгоды, она любила их, ведь в заботе об их благополучии и заключался смысл её жизни.


Людмила Кравцова.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK