ТУНЕЯДСТВО — болезнь общества или закономерность его развития?

В современном обществе, наряду с развитием нанотехнологий,  существует и такое социальное явление, которое ещё в недавнем времени называли тунеядством. И пусть сегодня его заменило слово  безработица,  суть от этого  не изменилась. Оглянитесь вокруг: вы увидите людей, которые проживают жизнь, нигде не работая. Замечу, что речь идёт не о тех, кто по каким-либо причинам стал невостребованным на рынке труда. Они находят себе занятие в оказании землякам и сельхозпредприятиям сезонной помощи, ездят на заработки за пределы страны и т.д. Но ведь есть среди нас и те, кто не хочет работать вообще. Часто в их когорту входят люди, некогда преступившие закон, отбывшие наказание, но так и не сделавшие ни одного шага на путь исправления, а также те, кто нашёл свой «способ заработка» за счёт государства и общества — горе-родители, получающие пособия на родившихся детей. Последним, правда, сложно совмещать воспитание ребёнка и пьянство, беззаботное времяпрепровождение —  различные социальные службы строго контролируют условия проживания и содержания детей. И всё же умудряются отдельные граждане жить за счёт других.
Есть и примеры. Оговорюсь сразу: имена и некоторые жизненные обстоятельства, приведённые в статье, изменены.
ТУНЕЯДСТВО — «лень, безделье», «жизнь за счёт чужого труда, на чужой счёт», «паразитическое существование за счёт общества». Синонимичный термин — социальный паразитизм — образ жизни, характеризующийся тем, что один человек или социальная группа живут за счёт другого человека или социальной группы.
И БЕЗ РАБОТЫ НЕПЛОХО ЖИВЁТСЯ
Арсений рос обычным мальчиком. Особых хулиганских поступков за ним не замечалось. В школе учился в меру своих возможностей и был по оценкам, как говорится, середнячком. Любил читать различные книги и при случае, в беседе со сверстниками, ссылался на запомнившуюся информацию. Проходило время, юноша взрослел. Окружающие часто обращали внимание на его нелюдимость, необщительность, но не более того. Поговорят, плечами пожмут и расходятся со словами: с кем не бывает.
После окончания института наш земляк устроился на работу. Нельзя сказать, что звёзды с неба хватал, да и особого рвения не демонстрировал, отсюда и заработок невысокий — так, на самое необходимое. Только недолго поработал — бросил. Живёт с родителями, свободное время, а его предостаточно, посвящает покорению необъятных просторов Интернета. В доме организовал быт так, что родители-пенсионеры боятся лишний раз к сыну в комнату заглянуть. Обычные обсуждения бытовых проблем, коммунальных выплат зачастую заканчиваются скандалом. Помощь старикам в обработке приусадебного участка великовозрастный детина тоже не оказывает — видать, боится руки в земле замарать, да спину натрудить.
Родители, может, и осуждают в чём-то родную кровинушку, но всегда находят оправдание, главное из которых — он же не пьяница какой-нибудь. Видимо, так и будут до конца дней, чувствуя свою ответственность перед сыном, кормить, обувать, одевать его, обеспечивать хорошие условия для жизни. Арсений не против, его это устраивает…
ДЕНЬ ПРОЖИЛ — И СЛАВА БОГУ
Иван родился в неблагополучной семье, где папа и мама любили выпить. Никто даже не возьмётся подсчитывать, сколько раз мальчишка был свидетелем их разборок и пьяных баталий. Правда, ходили предки на работу исправно: боялись участкового, который обещал за прогулы на «зону» их отправить. Больших денег на ферме не получали, ведь выполняли свои обязанности спустя рукава. Зато всегда примечали, где что «плохо лежит», чтобы под покровом ночи наведаться и «позаимствовать» что-нибудь у хозяйства для собственных нужд или на продажу односельчанам. Много не брали — каждый день по чуть-чуть, чтобы незаметно было…
Это был их образ жизни. К нему с детства был приучен и Ванька. Только, как оказалось, не было у него чувства меры. Если уж залез в государственные закрома — основательно в них пошарил. На одной из краж и попался как раз после окончания школы. К слову сказать, мальчишка первое время пытался жить правильно, как большинство односельчан. В первый класс с радостью пошёл: хотел больше времени в школе проводить, а не в семье. Первая учительница знала обстановку в семье, поэтому всегда старалась поддержать мальчишку, находила занятия для него, почаще привлекала к общественным мероприятиям. Но после четвёртого класса мальчишку, как и всех старшеклассников, ждала уже другая школа в соседнем населённом пункте, другие учителя… Это отрицательно сказалось на учёбе мальчика, на его отношении к школе…
После отбывания наказания в колонии Иван вернулся в родную деревню. Под давлением участкового устроился работать в колхоз скотником, только вот от привычного образа жизни так и не отказался. Пьянки, дебоши стали постоянными спутниками его жизни. Через месяц он снова был арестован по подозрению в совершении кражи. Вину за собой чувствовал, потому и не стал отпираться перед следователем, рассказал в деталях как всё происходило. Пока отбывал наказание, односельчане схоронили отца, а вскоре — и мать. В следующий раз «герой» вернулся в пустой деревенский дом. Но ненадолго…
Подобных примеров можно приводить множество, но, думаю, делать этого не стоит — и так всё понятно: есть проблема в обществе и её надо решать.
БОРЬБА С БЕЗДЕЛЬЕМ В СССР
4 мая 1961 года на основании ст. 12 Конституции («Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: „кто не работает, тот не ест“») Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Он гласил: «Установить, что совершеннолетние, трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно-полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем, и обязательным привлечением к труду по месту поселения…».
К середине 1964 г. по этому указу были сосланы 37 тысяч человек. При этом тунеядцами порой признавались и ссылались: инженер-технолог, который прекратил работу, оборудовал кролиководческую ферму и стал жить за счет приносимых ею доходов, пожарный, который занимался своим земельным участком и торговал на рынке овощами и фруктами. Иногда суды принимали решения о выселении нетрудоспособных.
Борьба с тунеядством велась до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и признавшего безработицу. В дальнейшем в законодательстве постсоветских государств термин тунеядство не употребляется.
Что ж, тема неоднозначная, и, возможно, требует более детального анализа. Именно поэтому хотелось бы узнать больше мнений наших читателей: нужно ли бороться с тунеядцами и как?
Подготовила Людмила КРАВЦОВА, «ЛК».

Взяв на разработку тему тунеядства, конечно же, мне хотелось узнать отношение к этому социальному явлению компетентных специалистов и обычных граждан. Все респонденты сошлись во мнении, что с нежеланием работать нужно бороться. А вот способы решения этой задачи оказались разными.
Сергей ГАПЕЕНКО,
прокурор Лоевского района:

— Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Законодательство нашей страны не предусматривает ответственности за нежелание работать. Если человек может организовать свою жизнь без осуществления трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и т.д., не создаёт проблем для близких людей и соседей, здесь нет криминала. Другое дело — обязанные лица и граждане, склонные к злоупотреблению спиртными напитками. Этих членов общества нужно заставлять работать. Во-первых, меньше свободного времени — меньше правонарушений.  Во-вторых, пусть зарабатывают на собственное проживание и содержание своих детей. Для этого, в первую очередь, необходимо вносить соответствующие изменения в законодательную базу.
Игорь КАШПЕРКО,
старший инспектор уголовно-исполнительной инспекции РОВД:

— По роду деятельности я часто сталкиваюсь с людьми, которые не хотят работать. Согласно букве закона, они имеют на это полное право. К сожалению, у многих наших подопечных чётко прослеживается жизненная цепочка: выпил — совершил преступление — отбыл наказание — освободился. Через короткое время круг замыкается. Людей, ведущих антиобщественный образ жизни, конечно же, стоило бы заставить изменить отношение к труду в созидательную сторону, но для этого надо менять законы.
Виталий Николаевич,
житель горпосёлка:

— Как бы вы ни называли это тунеядством или безработицей, а если человек не хочет работать на государство, он не будет работать. Времена меняются. Сегодня многие предприимчивые люди находят способы зарабатывать себе на жизнь, причём, сейчас это всё происходит на законных основаниях. И это правильно. Почему я должен горбатиться на кого-то, жить на минимальную зарплату, если могу применить свои знания или таланты на пользу себе и своим близким. Кто хочет, тот работает, а кто не хочет — никакие меры не заставят их плодотворно работать.
Анна Фёдоровна,
жительница сельского населённого пункта, который просила не указывать:

— У меня сын нигде не работает, пьёт, скандалы устраивает… Хотелось бы, чтобы он как все нормальные люди работал и жил. Но, увы. Видимо, это мой крест — приглядывать за ним, пока есть силы. А заставить… Кто ж его заставит-то ? Если заберут куда — пропадёт, да и я изведусь, думая, где он, что с ним, жив ли… Пусть лучше при мне. Проживём как-нибудь.

2 мыслей о “ТУНЕЯДСТВО — болезнь общества или закономерность его развития?

  1. Видимо, автор считает себя исключительно полезным для общества работником, раз умеет компилировать интернет-материалы.
    Сколько времени она потратила на эту заметку? Час? Еда ли больше. А может за её окном победивший социализм?
    Тогда почему со мной на фабрике (Москва) трудится так много белорусов? Они не смогли найти работу на родине и вот уже Людмила Кравцова записывает их в тунеядцы.
    Вы обидели своим текстом уйму людей, на фоне которых приведённые вами истории — капля в море.
    И, если вы учились на журфаке (непохоже), то вам не мешало бы вспомнить основной принцип журналистики — безоценочная объективность.

    ps. я случайно попал на ваш сайт из поиска и не мог не высказаться.

  2. Какая разница, сколько часов я потратила на подготовку публикации и какими информационными ресурсами пользовалась, ведь главная цель достигнута — материал нашёл своего читателя, заставил думать, анализировать, спорить… А мнения… они и должны быть разными, у каждого из нас свои принципы восприятия действительности. К слову, белорусов, работающих в России, много и среди моих знакомых и друзей, и за тунеядцев я их не считаю. Речь шла о тех, кто не хочет работать в принципе…

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK