Есть такая профессия — Родину защищать

22В год юбилея Победы, в 72-ю годовщину освобождения Лоева от немецко-фашистских захватчиков, о котором так много рассказывал почётный житель Лоева, Герой Советского Союза В.Ф. Нестеров нам, в те времена слушателям академии, хотелось бы поделиться воспоминаниями о встрече с полковником и о том, как я по воле рока снимался в кино бок о бок с главным героем фильма «Офицеры» Г.А. Юматовым.
Под Бобруйском дислоцировался 297-й мотострелковый полк 193-й танковой дивизии. Мне пришлось командовать им с 1976 по 1979 год. Вспоминаю время службы с особой теплотой. У этого воинского формирования славные боевые традиции. Ведь полк (во время войны 685-й сп.) в составе 193-й тд в 1943 году освобождал г.п. Лоев, а батальон майора Нестерова одним из первых форсировал Днепр, занял правый берег и захватил плацдарм. За этот подвиг 32 солдатам и офицерам было присвоено звание Героя Советского Союза.
Спустя много лет полковник В.Ф. Нестеров работал преподавателем в Военной академии им. Фрунзе — кузнице кадров командиров полков дивизии. Он был тактическим руководителем в 1-й группе курса «Б» основного факультета, состоявшей из командиров батальонов. Герой Советского Союза передавал нам свой боевой опыт.
В 1976 году после окончания академии я был назначен на должность командира полка, того, в котором во время войны геройски бил немцев В.Ф. Нестеров. Это большая честь для офицера. Владимир Фёдорович, узнав, что я еду в его родной полк, лично подошёл ко мне в академии, рассказал о воинском формировании и попросил: «Чигир, не подведи».
И вот я в Бобруйске. Полк выстроен на плацу. На правом фланге Знамя, обагрённое кровью солдат, павших в боях за Родину, — символ воинской чести, доблести и славы. Целую его. С этой минуты я ответственный за полк и должен командовать им так, чтобы не было стыдно перед памятью героев Отчизны.
Вскоре по случаю юбилея дивизии в полк из Москвы прибыл сам полковник В.Ф. Нестеров. Эта встреча навсегда запечатлелась в моём сердце.
В зале — в парадной форме офицеры, сержанты, солдаты; в президиуме — лучшие из лучших, а также приглашенные почетные гости, руководители партийных органов. Играет оркестр. Входит В.Ф. Нестеров. Присутствующие встали и замерли. Я докладываю не по уставу. Чётким командирским голосом произношу слова, идущие от сердца:
— Товарищ Герой Советского Союза, уважаемый Владимир Фёдорович, представляю 297-й мотострелковый полк, под Знаменем которого Вы геройски воевали, освобождая Белоруссию и Европу от фашистского ига.
У Нестерова на глазах заблестели слёзы, он обнял меня и сказал: «В лице командира полка я обнимаю весь полк». Затем он подошёл к первому ряду стоявших солдат и, обняв молоденького солдатика, продолжил: «А в лице этого юного воина обнимаю весь рядовой и сержантский состав».
При посещении парков с техникой он всё внимательно осматривал, принимал доклады командиров подразделений и остался доволен состоянием вооружения. А находясь в расположении личного состава, в казарме, он подошёл к койке навечно зачисленного в списки полка Героя Советского Союза лейтенанта Петра Акуционка и, склонив голову, произнёс: «Спи спокойно, мой боевой друг, полк в надёжных руках».
После этих слов большей награды командиру полка и не надо было, хотя впереди ещё были награды за ратный труд, успешную сдачу проверок. Я, мои заместители, да и весь личный состав полка вкладывали душу в службу, всегда помнили, что являемся потомками павших солдат-освободителей.
***
Всё началось с телефонного звонка в феврале 1984 года:
— Товарищ полковник, Вас вызывает генерал-майор Гайдук. Срочно.
К слову, очень хороший человек, авторитетный генерал, требовательный к себе и подчинённым, доброжелательный. Я был его заместителем.
Захожу в кабинет начальника штаба корпуса. Генерал встаёт, протягивает руку, здоровается, интересуется, чем занимаюсь. Докладываю, что участвую в разработке материала научной конференции.
— Хорошо, — говорит генерал, — но Вам придётся в течение нескольких дней лично возглавить на полигоне тактическую группу, которая будет привлечена к съемкам фильма, руководить ею и во взаимодействии с киностудией им. Горького участвовать в съемках. Эту группу определите сами, когда войдете в контакт с руководством фильма. Поезжайте в гостиницу «Минск», обговорите все вопросы. Вечером доложите.
Через 30 минут я уже был на месте. Спросил у администратора: где московские артисты?
— А Вы посмотрите направо. У окна кто стоит?
Смотрю, да это же знаменитый Юматов! Вот здорово!
Подхожу, здороваюсь и вместо вопроса о съёмках говорю:
— Георгий Александрович, огромнейшее спасибо Вам лично за фильм «Офицеры».
— А Вы кто, поклонник кино? Вижу офицера перед собой.
— Извините, что опережаю события и не представился. Но Вы и Лановой своей великолепной игрой рассказали и показали настоящую, героическую нашу армию.
— Спасибо, что ещё?
Я сказал, что приказом командования назначен руководить группой техники личного состава, которые будут участвовать в съемках, и напомнил, что нужно с кем-то съездить на полигон, чтобы на месте определиться, какую технику нужно будет задействовать, где разместить съёмочную площадку и т.д.
— А поехали, — согласился Юматов, — у меня часика два есть свободного времени, заодно окунусь в армейскую жизнь.
На полигон приехали в разгар стрельбы, выполнения упражнений из танков, БМП. С командной вышки — пункта управления — видимость отличная и Георгий Александрович долго молча смотрел на армейскую идиллию боевой подготовки. Позже обговорили детали.
Поездкой на полигон оба остались довольны. Я узнал о чём будет фильм, а Юматову понравилось увиденное — танки, БМП, динамика боя и т.д.
В гостинице «Минск» руководство фильма уже с нетерпением ждало нашего возвращения:
— Куда Вы увезли Георгия Александровича? — спросил режиссёр.
— Всё в порядке, — сказал Юматов, — сработаемся.
И мы все прошли в номер гостиницы, окончательно обсудить организационные вопросы. Юматов должен был исполнить роль генерала армии Князева — главного инспектора Министерства обороны СССР, который прибыл в округ и проверяет боевую и мобилизационную готовность частей и подразделений, умение командиров принимать решение в бою, планировать боевые действия.
Для съёмок были привлечены силы и средства разведбатальона и отдельной механизированной бригады. Работа была слаженной, результативной, не требовавшей повторов, т.е. дублей. Народный артист прекрасно играл роль генерала армии, волевого человека, прошедшего войну. Неприступное сухое лицо, военная выправка, спина прямая как доска, в движениях быстр, как его молниеносные удары в 1944-1945-м… Погода стояла холодная, ветреная, но Юматов работал нисколько не пригибаясь, как будто не было плохой погоды, ветер не остужал кожу, не выбивал слезу.
В начале съемок выяснилось, что в труппе профессионалов не хватает актеров на роли порученца генерала армии Князева, его адъютанта и некоторых других. Директор и режиссёр обратились ко мне за помощью.
— Перед вами в строю военнослужащие — участники учений. Выбирайте самых фотогеничных, — сказал я.
Потом понадобился офицер посолиднее на роль полковника-представителя генштаба.
Услышав это, Юматов сказал:
— С нами работает полковник. Предложите Михаилу Константиновичу.
Руководитель киностудии посмотрел на меня вопросительно. Ну как можно было не согласиться? Даже находиться рядом с народным артистом — большая честь, а тут возможность сниматься вместе в кино. Так и стал я актёром на непродолжительное время.
Запланировано прошли съёмки. В солдатском клубе состоялась встреча с актёрами, где вопросы сыпались как из рога изобилия, а затем вместе смотрели всеми любимый фильм «Офицеры». Потом мы узнали, что фильм получил название «Второй раз в Крыму». К сожалению, мне не удалось побывать на его премьере и ещё раз встретиться с артистами, но позже всей семьёй посмотрели картину в кинотеатре. Дочка Юля, увидев меня на экране, громко произнесла:
— Мама, смотри, наш папа!
В зале раздались аплодисменты знакомых и друзей. Следует отметить, что в те времена люди больше дружили семьями и вместе охотно посещали учреждения культурного досуга. Многие в кинозале узнавали актёров — офицеров нашей воинской части, дислоцировавшейся в г. Минске (в/г Уручье).
И хотя 90-е годы внесли свои корректировки в судьбы людей, с которыми мне довелось сниматься в кино, память до сих пор цепко хранит яркие образы и детали того времени.
М.К. Чигир.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK