В Республике Беларусь проводится целенаправленная работа по противодействию коррупции. Одним из значимых шагов в данном направлении стало принятие Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15.07.2015 №305-3 (далее — новый Закон, действующий Закон), который вступил в силу с 24.01.2016. При этом, действовавший ранее Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20.07.2006 №165-3 (далее — старый Закон, утративший силу Закон) в тот же день утратил силу.
В новом Законе содержится значительное количество нововведений. Некоторые из них существенно модифицировали и конкретизировали ранее существовавшие нормы, а некоторые закрепили новые формы противодействия коррупции и предоставили государственным органам широкие возможности для противодействия данному негативному явлению.
К существенным нововведениям следует отнести следующие:
— изъятие имущества, его стоимости и суммы расходов, которые явно не могли быть приобретены, сделаны на основании полученных законным путем доходов;
— расширен перечень лиц, обязанных предоставлять декларации и доходах и имуществе, в самих декларациях в ряде случаев предусмотрено отражение большего количества сведений;
— введены ограничения в приеме на работу лиц, допустивших нарушения антикоррупционного законодательства;
— введены ограничения на выплату пенсии для отдельных категории работников, запятнавших себя коррупцией;
— изменился порядок оформления ограничений, установленных для государственных должностных лиц, а также сами ограничения, для отдельных категорий работников отменен запрет выполнять работу на условиях внешнего совместительства;
Так, новым Законом впервые в национальном законодательстве введен механизм, позволяющий на основании решения суда по иску прокурора взыскать в доход государства имущество (его стоимость) и стоимость расходов, явно превышающие законные доходы {под явным превышением понимается превышение на 25% и более).
Указанная норма закреплена в ст.36 нового Закона и распространяется на государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, лиц, поступивших на государственную службу путем избрания, их супругов, несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство.
С упомянутыми требованиями тесно перекликаются нововведения, касающиеся порядка декларирования имущества, т.к. в ходе анализа и проверки деклараций о доходах и имуществе (далее — декларации), в том числе, предполагается выявлять упомянутое выше превышение стоимости имущества и расходов над законно полученными доходами.
В целях исключения случаев повторного устройства на государственные или руководящие должности лиц, запятнавших себя коррупционными проявлениями, в рассматриваемом Законе предусмотрены специальные нормы.
Согласно ст.22 нового Закона, в течение пяти лет после увольнения лиц по дискредитирующим основаниям, не допускается их назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, районных исполнительных комитетов, городских исполнительных комитетов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь).
Назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, установленным законодательными актами, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения, кроме перечисленных в предыдущем абзаце, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполнительного комитета, главой администрации района города Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена эта организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.
Отдельно в ст.22 нового Закона указано, что лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, не могут быть приняты на государственную службу. Причем данный запрет носит бессрочный характер.
Претерпел изменения порядок оформления обязательств о соблюдении антикоррупционных правоограничений.
Так, действующий Закон предусматривает оформление обязательств, по соблюдению ограничений, предусмотренных четырьмя статьями нового Закона (ст.ст. 17-20), в то время как ранее — лишь одной (ст. 17 утратившего силу Закона).
Стоит также отметить, что утративший силу Закон обязывал при оформлении обязательств указывать в них ограничения, предусмотренные законодательством о государственной службе (для соответствующей категории работников), а действующий Закон не содержит такого требования.
Существенно изменились и сами ограничения, установленные для государственных должностных лиц.
Прежде всего необходимо упомянуть, что запрет заниматься иной оплачиваемой работой, ранее распространявшийся на всех государственных должностных лиц, теперь относится лишь к государственным служащим, сотрудникам Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.
Это означает, что значительная часть государственных должностных лиц получила возможность работать на условиях внешнего совместительства.
Кроме того, несколько изменились исключения из рассматриваемого запрета. Так, ранее государственное должностное лицо могло заниматься иной оплачиваемой преподавательской работой. В действующей редакции закона данное право сохранено лишь при условии реализации в ходе работы содержания общеобразовательных программ.
Действующий Закон добавил к перечню ограничений для государственных должностных лиц запрет на использование служебного положения в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы.
К вновь введенным ограничениям также относятся и другие запреты.
Отдельно следует указать, что ст. 18 Закона вводит ограничения на совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Ранее подобная норма существовала в Трудовом кодексе Республики Беларусь, однако она не распространялась на заместителей руководителя.
Кроме того, ст.46 нового Закона введен механизм общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией.
В. Костюченко, прокурор Лоевского района советник юстиции.