Материнская любовь

MukomelХозяйка маленького уютного домика в н.п. Уборок встретила нас радушно и приветливо, словно старых знакомых. Скромная обстановка и необыкновенная доброта этой женщины располагали на душевный и откровенный разговор. В глазах нашей собеседницы невозможно было не заметить огромную любовь к родным людям и детям.

И НЕВОЛЬНО ВСПОМНИЛАСЬ СТАРАЯ ПРИТЧА…

На освещенной солнцем лесной опушке росла с юными дочками красивая береза. Любила она своих деток, ласкала раскидистыми ветками, защищая от холодного ветра и проливного дождя. А летом под ее сенью не страшило березок никакое палящее солнце. Было им «при солнышке тепло, а при матушке добро».
Но однажды не на шутку разыгралась в лесу гроза. Раскаты грома сотрясали землю, а небо то и дело освещалось молниями. Затрепетали от страха тонкоствольные красавицы. Но мама-береза успокаивала их, обняв своими сильными ветками: «Не бойтесь ничего. Молнии не смогут заметить вас под моими ветвями. Я — высокая и…». Договорить она не успела. Сильный треск раздался среди леса. Огромная молния беспощадно ударила по березе, опалив сердцевину ствола. Но береза не загорелась. Силы покидали ее, злой ветер пытался повалить наземь, сильный ливень расплетал ветки, но под ними были ее дети и никто, кроме матери, не смог бы их теперь защитить. Березка еще сильнее прижимала к себе дочерей, еще больше своими слабеющими ветками ласкала их тонкие станы, омывая стекающими по листочкам слезами. Не было предела материнской любви. Лишь когда все закончилось и над умытым дождем лесом вновь воссияло солнышко, она, покачнувшись, тихо опустилась на землю. «Я никогда не брошу вас, — прошептала она дочерям, — мой ствол очень скоро зарастет травой и покроется мхом. Но в нем никогда не перестанет биться мамино сердце. Его не в силах разбить никакая молния».
Когда береза падала, она еще раз ласково обняла дочерей и не задела ни одну из них. Так три стройные красавицы и растут вокруг покрытого мхом старого пня. Бывает, сядет путник отдохнуть в их тени на ствол старого дерева и покажется ему, что тот удивительно мягкий. Закроет глаза и услышит, как в нем стучит материнское сердце.

ДОВОЕННОЕ ДЕТСТВО

Вере Павловне Мукомел в октябре исполнится 90 лет. От этой женщины исходит какой-то незримый огонек искренности и теплоты. В 12 лет она уже работала в поле наравне со взрослыми, ведь в их семье было семеро детей. Да и не умели ребятишки довоенной поры жить по-другому: одежда у всех самотканая, перешитая из материнских юбок и отцовских рубах. Новые лапти, сплетенные отцом, да чистые портянки были пределом мечтаний. Не знали они вкуса сладостей, и бабушкина «кукла в марле» с хлебом, маком и сушеной грушей заменяла им и колыбельную, и все детские фантазии по поводу аппетита. Малышам просто снился свежий румяный хлеб с желтенькой корочкой из печи…
Семья Веры Павловны жила в Рудне Бурицкой. Когда деревню оккупировали фашисты, в маленьких сердечках поселился страх, испуг; потом были страшные женские крики и мамин подол, за который, словно паучки, держались малыши. Больно вспоминать…

В ГЕРМАНИИ

Новый жизненный виток, казалось, где-то заплутал, затерялся. «Если бы я все помнила, что мы пережили, я бы, наверное, сошла с ума. Как хотелось домой! Как плакали родители! Как тянулось время в чужой стране!» — с горечью произнесла бабушка. Да, жизнь забросила семью на чужбину. Многие узники с ужасом вспоминают нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. Для нашей героини жизнь в Германии связана с постоянным страхом, изнурительной работой в поле и мамиными молитвами. Два года лишений, более 700 дней непонятная чужая речь и постоянное ожидание, маленькая вера, мизерная надежда. Вся жизнь Веры Павловны — эпизодические вспышки памяти. По характеру она очень добрый, душевный человек. Поэтому и старалась запоминать всегда только положительные моменты, а вот плохое пыталась вычеркнуть, забыть, ведь ничего хорошего, кроме слез, эти мысленные прогулки в прошлое не приносили.

СЧАСТЛИВЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Долгой была дорога домой: везли их на машинах, потом поездом, лошадьми. От Речицы добирались пешком. Но воздух родной земли ласкал, ветерок вытирал слезы, а летнее солнышко заставляло улыбнуться, несмотря на голод, усталость, болезни. Не пугало белорусов и то, что ехать-то было некуда, ведь деревня сгорела. Вернулись сельчане в Вышков, жили в землянке, питались мерзлой картошкой, колосками, варили щи из крапивы. Иногда спасали выжившие под обстрелом и пожаром яблони, груши, сливы. Но именно это время В.П. Мукомел называет самым счастливым: люди радовались успехам соседей, делились последним куском хлеба, помогали в трудную минуту и делали все с песней да добрыми шутками. А Вера, окончив 5 классов, с энтузиазмом и рвением работала в колхозе. Все в те годы болели за общее дело, изо всех сил стремились повысить показатели, ведь везде и всюду проходили соревнования, и никто не хотел подвести правление колхоза. Вскоре ее переводят звеньевой, потом учетчицей. А деревня отстраивалась, росло благосостояние людей.

С МОЛИТВОЙ НА УСТАХ

Шли годы, Вера Павловна встретила замечательного человека, вышла замуж. Её муж Иван не умел читать и писать, но работал за троих. Трудился он полеводом, доглядчиком. В семье родилось два мальчика. И все последующие годы супруги посвятили им. Мать, лишенная детства, стремилась дать детям то, чего не было у нее. Не жалея себя, супруги по-прежнему трудились в колхозе, а дома держали большое хозяйство: лошади, коровы, свиньи. Об отдыхе они никогда не думали, только бы сыновьям было хорошо. Успели отец с матерью обеспечить их жильем, но вскоре муж умер. И сейчас женщина проживает в агрогородке Уборок, рядом с сыном. Другой сын живет в Речице. Рада Вера Павловна внукам, счастлива, что есть у нее и правнучка. Жизнь прожита не зря. «Я забыла все плохое и рада тому, что мои дети могут спокойно трудиться и ни о чём не волноваться. Не дай Бог им пережить все то, через что прошли мы. Молюсь об одном, чтобы стороной обошли их болезни и невзгоды», — произнесла она, взглянув на иконку.
Вглядываясь в лицо этой женщины, я не переставала удивляться: как можно столько вынести и остаться настоящим человеком, умеющим по-настоящему любить, преодолевать трудности и радоваться малому. Хочется верить, что материнская любовь и слова, обращенные к Богу, исполнят ее заветное желание: дети, внуки, правнуки будут счастливы.

Тексты и фото Натальи Апанасенко, «ЛК».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK