Малый бизнес. Простота, доступность налоговых платежей

Малое предпринимательство играет огромную роль в развитии системы хозяйствования, поскольку представляет собой наиболее массовую, динамичную, гибкую форму бизнеса. Предпринимательство играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, формировании конкурентной среды, структурной перестройке экономики, решении проблем занятости и сглаживании социальных конфликтов, повышении уровня жизни населения. Одним из приоритетных направлений деятельности государства является поддержка и развитие малого предпринимательства.
Основным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, является налогообложение.
В Беларуси созданы достаточно привлекательные условия для малого бизнеса в области налогообложения. Все субъекты хозяйствования в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь (НК РБ) могут уплачивать налоги в общеустановленном порядке или применять особые виды налогообложения. К последним относятся:
− упрощенная система налогообложения (УСН), которая из–за невысоких процентных ставок и простоты уплаты стала весьма востребованной;
− единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
− единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и др.
Специальные льготы предоставлены также для ведения бизнеса в малых и средних городах, сельской местности.
В результате более чем десятилетнего поэтапного становления и реформирования налоговой системы Республики Беларусь в стране были отменены около трех десятков различных налогов и сборов, пересмотрены размеры налоговых ставок, что серьезно повлияло на снижение налоговой нагрузки. Кроме того, произошло существенное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, что привело к повышению позиций страны в мировых рейтингах.
В плане легкости уплаты налогов можно выделить электронный документооборот, сокращение числа уплачиваемых налогов и периода их уплаты (ежемесячная, ежеквартальная или годовая уплата), упрощение методик их расчета (налогооблагаемой базы), использование электронных расчетов и платежей в налоговой сфере.
Налоговая система постепенно становится клиентоориентированной службой. Для плательщиков создаются максимально комфортные условия для добровольного исполнения налоговых обязательств за счет использования современных информационных технологий. На портале МНС (www.nalog.gov.by) функционирует 21 электронный сервис. Название сервисов подсказывает, какие именно функциональные возможности реализованы в различных сервисах. Предоставление деклараций, отчетности, заявлений в электронном виде, получение необходимых сведений для сверки расчетов с бюджетом, оплата налогов, поиск сведений в Государственном реестре плательщиков, реестре субъектов хозяйствования с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, налоговый калькулятор, поиск информации о ставках и многое другое.  Наиболее активно используется плательщиками электронный сервис «Личный кабинет».
Справочно: На сегодняшний день почти 87,1% или 202 субъекта хозяйствования Лоевского района оценили и используют преимущества электронного взаимодействия с налоговыми органами. Среди них почти 95 организаций — 95% от состоящих на учете и 107 индивидуальных предпринимателей или 81,% от состоящих на учете.
Кроме того, 1 409 физических лиц имеют возможность доступа к сервису «Личный кабинет физического лица», что составляет 21,3% от числа граждан-плательщиков налога.
Сегодня налоговые органы Республики для комфортного обслуживания плательщиков переходят на новые форматы взаимодействия с плательщиками – создаются центры по обслуживанию плательщиков (ЦОП) посредством использования электронной системы управления очередью. Технология предоставления услуг на базе электронной очереди обеспечивает безопасное и независимое обслуживание каждого плательщика, работу с плательщиками без лишней напряженности, быстрое распределение потока посетителей по нужным направлениям.
С развитием электронных сервисов и систем, уровень вмешательства налоговых органов в работу субъектов хозяйствования постепенно снижается, а сама форма взаимодействия с налогоплательщиками меняется. В настоящее время система налогового контроля основана на принципе: минимум вмешательства и негативных последствий для плательщика, максимум эффекта для бюджета.
В Республике Беларусь принят ряд законодательных документов, направленных на определение правовых и организационных основ поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития, повышение эффективности оказания ему государственной поддержки, в том числе и системы налогообложения. Проводимые реформы призваны раскрепостить деловую инициативу, чтобы в бизнес более охотно шли люди, которые пока не решаются на этот шаг.
Количество субъектов малого предпринимательства Лоевского района на 1 ноября 2018 г. составило 171 СПД, из которых 76 % (130) ИП и 24 % (41) организации.
Следует отметить что, количество плательщиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у нас растет (темп роста составил 105,6 % (+ 9 субъектов).
Доля платежей от субъектов малого предпринимательства в общей сумме поступлений, контролируемых налоговыми органами, составила 20,3% или 1 237,2 тыс. руб., в том числе ИП – 4,1 % — 247,5 тыс. руб.
С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. N 337 «О регулировании деятельности физических лиц» значительно расширен перечень видов деятельности которые физические лица могут осуществлять не регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя до 30 видов.
Еще одним указом, направленным на раскрепощение деловой инициативы и самозанятости является Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 N 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности».
Указ № 364 для физических лиц:
— расширил перечень видов ремесленной деятельности до 30 видов деятельности, при этом данный перечень не является закрытым;
— конкретизировал инструменты, с использованием которых возможно осуществление деятельности.
Особый режим налогообложения установлен на территории сельской местности (для юрлиц и ИП) и на территории малых городских поселений (для микроорганизаций и ИП) в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания (Указ Президента Республики Беларусь №345).
Налог на прибыль для предприятий и ИП — плательщиков подоходного налога — 6%. Для ИП – плательщиков единого налога ставка составляет 1 базовую величину (БВ) в месяц.
Освобождение от НДС, налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Населенные пункты и территории относящиеся к территории сельской местности и малых городских поселений определены решением Гомельского областного Совета депутатов от 12.10.2017 №229 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 №345».
А.А. Рашук, начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Речицкому району.

Добавить комментарий