Герой Беларуси — Павел Мариев

Предводитель великанов

УКАЗ
Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь
29 чэрвеня 2001 г. № 360
Аб прысваенні П. Л. Марыеву звання «Герой Беларусі»

За самаадданую працу, выключныя заслугі ў развіцці айчыннага аўтамабілебудавання прысвоіць генеральнаму дырэктару вытворчага аб’яднання «БелАЗ» — дырэктару Беларускага аўтамабільнага завода Марыеву Паўлу Лук’янавічу званне «Герой Беларусі».

Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь А. Лукашэнка.

Родился в д. Дулово в крестьянской семье, где воспитывалось 9 детей. Павел был седьмым. Прокормить такую ораву непросто. Отец зарабатывал в колхозе жалкие гроши. Дети почти не видели мяса. Рады были кружке молока да горбушке хлеба.
После Великой Отечественной по навету доносчика был арестован отец. Получалось, что глухой Лукьян Павлович (последствия контузии в годы Первой мировой войны) занимался контрреволюционной пропагандой.
Павел хорошо учился. Окончил семилетку с Почетной грамотой. Вопрос, идти ли в восьмой класс, не стоял: матери не прокормить было его и младших. Юноша решил пойти по стопам Зои, одной из старших сестер. Она окончила Ярославский автомеханический техникум и работала по распределению на Минском автозаводе.
В техникуме наш герой также учился отлично. Всю стипендию до копейки отдавал матери. Практических занятий в техникуме было не меньше, чем учебных часов. На распределении Паша и его друзья решили проситься на Урал. Руководствовались трезвым расчетом. Туда из Москвы вместе с опытнейшими кадрами был эвакуирован знаменитый ЗИС — лучшее предприятие Советского Союза. А значит, там было у кого и чему поучиться.
Ярославцам в городе Миасс Челябинской области обрадовались. Кадров не хватало, а тут такое необычное пополнение из энтузиастов-отличников и хорошистов. Всех четверых назначили техниками-конструкторами. Работа в цехах, с чертежами деталей для рабочих, поиски, споры убеждали: нет предела совершенству.
Из армии Мариева комиссовали из-за тяжелой травмы руки. В институте ортопедии в Минске сказали, что операция будет не из простых, и поставили парня на очередь. Ждать предстояло восемь месяцев. В это время в Смолевичском районе, возле Жодино, строился автозавод, Павел направился туда. Его определили в общежитие, назначили техником-технологом.
Уже через год был собран первый образец сорокатонного самосвала. Начиналась новая эра БелАЗа. Работали над проектированием машин принципиально новой конструкции для разработки открытым способом месторождений полезных ископаемых.
В 1961 году появился знаменитый 27-тонный карьерный самосвал БелАЗ-540, высоко оцененный во многих странах мира. В том же году Мариев женился. Зина была на три года моложе его. Местная. Из Смолевичского района. Отец погиб на фронте. Днем девушка трудилась за станком, а вечером училась в техникуме.
В 1965 году начался серийный выпуск 27-тонных карьерных самосвалов, и уже тогда машина на Международной выставке в Лейпциге была награждена золотой медалью, а еще через год пошел в серию сорокатонник, также отмеченный золотой медалью Международной выставки в Пловдиве. Одно большое событие затмевало собой другое. В 1966 году заводу торжественно вручили орден Трудового Красного Знамени, через год, в Лейпциге, самосвалу БелАЗ-548А присудили 1000-ю золотую медаль ярмарки, а в 1968 году лауреатами Государственной премии СССР стали 11 заводчан.
Мариеву к тому времени исполнилось тридцать. На заводе его знали как вдумчивого, толкового, трудолюбивого специалиста. Без отрыва от производства он учился в политехническом институте.
К учебе Павел Лукьянович относился трепетно. Все курсовые сдавал вовремя. К каждой работе подходил творчески, вносил свои предложения. В студенческих трудах будущего доктора технических наук роднились теория и практика. Они отличались продуманностью, глубиной мысли.
Студент-заочник закончил вуз с красным дипломом. Жена Зинаида Тарасовна уже работала инженером по планированию ремонтного оборудования.
Мариев рос по службе как на дрожжах, казалось, без видимых усилий преодолевая ступеньки служебной лестницы. В эти годы Павел Лукьянович приобрел большой опыт, полностью раскрылся его организаторский талант. Все, кто знал его, отмечали умение видеть перспективу развития предприятия.
В 1992 году Мариеву предложили возглавить завод. Дважды орденоносцу, кандидату технических наук (диссертация «Долговечность несущих конструкций карьерных самосвалов», 1990 год) предстояло вступить в жесткую конкуренцию с известными мировыми концернами по производству карьерной техники.
Затеяв реконструкцию, Мариев и его помощники рассчитывали на компьютерах каждый ее последующий шаг. БелАЗ не потерял доверия иностранных кредиторов. Из западных банков были привлечены десятки миллионов долларов. В созданном структурном подразделении базовая часть проекта была выполнена в течение квартала. Предусматривалось создание мощностей для производства новых 55-, 130-, 220- и 320-тонных самосвалов.
Павлу Лукьяновичу приходилось вникать во все проблемы реконструкции. Где, на каких условиях брать кредиты, у каких фирм покупать станки и механизмы? Оборудование БелАЗ покупал у известных фирм Японии, США, Италии, Германии, Швейцарии, Чехии, России и Беларуси. По контрактам более сотни наших специалистов проходили подготовку на фирмах-изготовителях, выполненные заказы принимались дважды: на заводах-поставщиках и на самом БелАЗе.
Задуманное воплотили в жизнь. Удалось создать гибкие мощности для производства 55- и 130-тонных самосвалов. Можно в сжатые сроки провести модернизацию выпускаемых изделий, а при необходимости, в зависимости от спроса на рынке, организовать производство новой техники. Возросла производительность труда, повысилось качество, в 2-3 раза сократились сроки проектирования за счет современной компьютеризации. Внедрено в производство около 40 новых технологий, выведено из эксплуатации морально устаревшее оборудование, улучшилась культура производства.
Глядишь на Мариева и понимаешь: нет ничего невозможного.
По материалам книги «Герои Беларуси».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK