О празднике Богоявления

В православном литургическом цикле каждая пора года освящена каким-либо праздником. Сакральным стержнем весны, бесспорно, является Пасха, лета — День Святой Троицы. Осень венчается праздником Покрова, а украшение зимы — это, конечно же, Рождество и Крещение.

На вопросы, связанные с праздником Богоявления, отвечает благочинный церквей Лоевского округа, настоятель Прихода храма Святой Живоначальной Троицы иерей Димитрий Чварков.

Как и когда появился праздник Богоявления?
— Опираясь на сохранившиеся исторические упоминания, можно утверждать, что в конце II века он уже был известен Церкви. Вообще, Богоявление, несомненно, восходит к апостольским временам и относится к триаде самых древних праздников — вместе с Пасхой и Пятидесятницей (День Святой Троицы).
Почему у него два названия — Крещение и Богоявление?
— Сейчас в православной традиции эти названия относятся к одной и той же дате — 19 (6 по ст.ст) января, однако мало кто знает, что древние христиане в этот день отмечали целых три события — Рождество Христово, поклонение волхвов и Крещение Господне!
Ситуация изменилась в середине V столетия, когда Халкидонский собор 451 года постановил, что отныне христиане империи будут праздновать Рождество 25 декабря (по старому стилю). Прежняя же дата приобрела крещенскую «смысловую нагрузку».
Относясь к одному дню, слова «Крещение» и «Богоявление» выражают разные грани единого целого. Первое название говорит об омовении на Иордане, а второе возвещает о том, что Бог явился людям во плоти и стал истинным Человеком.
Какова главная идея праздника?
— Тот, Кто создал всю вселенную, Кто повелевает стихиями, Кому подвластны ангелы и демоны, смиряет Себя до уровня простого Сына Человеческого, принимает нашу человеческую природу, подчиняет Себя законам материального мира и в конечном итоге погружается в воды Иордана. Явление Бога человеку — стержневая идея и Святок и праздника Богоявления.
Что символизирует собою погружение в воду? Почему именно вода — ключевой образ праздника?
— Для людей погружение в купель связано с покаянием, то есть с радикальной переменой своего внутреннего мира и очищением от тех духовных язв, которые поразили всех нас после грехопадения Адама. А очистившись, человек становится способным принять ту благодать, которая даруется Христом через Крещение. Почему именно воду избрал Христос? Потому что вода всегда была символом жизни и чистоты, без нее немыслима сама биологическая жизнь, и неудивительно, что Христос освящает вещественный мир через воду.
Праздник Крещения и Таинство Крещения — взаимосвязаны ли эти понятия?
— Конечно. Это день, когда Церковь с особой силой говорит о том, какое место в жизни человека занимает Таинство Крещения. Как иорданское погружение Спасителя было началом Его земного служения, так и Крещение является для верующего началом его спасения. К сожалению, сейчас многими на первое место ставится иная цель — заполучить заветный сосуд с водой, освященной во время богослужения. Но как бы там ни было, Богоявление — это именно крещенский праздник, несущий важную идею того, что без принятия Таинства Крещения человеку спастись невозможно.
Каковы свойства воды, освященной на Богоявление?
— Вода освящается особым чином, который совершается лишь раз в году — именно в этот день. Вне богослужебного календаря он совершается только во время Таинства Крещения — именно его молитвы произносит священник, благословляя купель, в которую погружается крещаемый человек.
Богоявленская вода освящается утром и вечером. Никакой разницы между ними не существует. Вода эта, действительно, особенная. Издревле ее называют Агиасмой — «великая святыня» (греч.), и она почитается лишь немногим меньше Причастия. Церковь верит, что после великого чина крещенская вода необъяснимым образом становится той самой водой, в которую вошел Спаситель две тысячи лет назад. Принимают Агиасму только внутрь, иногда можно окроплять лицо. Пьется она натощак и обязательно с молитвой и верой.
Верно ли, что на Крещение освящается вся вода на Земле?
— Освящение воды в водоемах на Богоявление — это напоминание о том, что нынешнее состояние природы противоестественно, и ее подлинный образ лучше, чище, светлее ее теперешнего падшего состояния. Каковой является обычная вода в день Крещения Господня, таковой она станет после второго пришествия Христа. Весь мир тогда будет великой Агиасмой, ибо каждая молекула будет пронизана благодатью Божьей. И это блаженное состояние природы мы отчасти можем ощутить уже сейчас — на праздник Богоявления.
Крещенские купания — имеют ли они сакральный смысл, или это сугубо народная традиция?
— Какого-то магического или сверхъестественного значения они не имеют. Хорошо, если человек, окунаясь в прорубь, делает это с верой и молитвой для того, чтобы очистить себя от душевной скверны. По вере его и будет ему. Если же купание в полынье воспринимается как некая оккультно-оздоровительная практика либо совершается во имя «спортивного интереса», то духовная польза от такого мероприятия весьма сомнительна.

Хочется еще раз обратиться ко всем православным верующим, которые придут в эти праздничные дни в Храмы, с просьбой соблюдать все противоэпидемиологические меры: социальное дистанцирование, использование масок, дезинфекция рук.
С любовью и уважением относитесь друг к другу и помните, что духовная польза от посещения Божественной Литургии и принятия Крещенской воды может быть только в соединении с верой и молитвой. Храни вас Господь!

 

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK