К 100-летию ветерана

Борщевский Адам Кузьмич родился 1 мая 1921 г. в деревне Липняки Лоевского района в семье крестьян. Его отец, Кузьма Иванович был инвалидом Первой мировой войны, получил тяжелое ранение ноги, после чего сильно хромал, мать — Синклитикия Макаровна. В 1922 году семья Борщевских вступила в колхоз.

Детство у мальчишки было трудное, как и у многих в то время. С ранних лет пришлось много работать — он был старшим ребенком в семье. Из воспоминаний Адама Кузьмича, жили бедно, порой недоедали, приходилось есть костровой (суррогатный) хлеб с добавлением в муку жмыха и различных трав. Но даже эти холодные 20-е годы прошлого столетия остались в памяти Адама Кузьмича на всю жизнь как самые счастливые: летом — рыбалка на вьюнов в местных болотах, сбор грибов и ягод в лесу, окружавшем деревню, зимой — катание на самодельных коньках и санках. А еще была возможность учиться и читать книги.

В 1937 году Адам Борщевский окончил местную семилетнюю школу и в этом же году поступил в Ново-Белицкий лесотехнический рабфак при Гомельском лесоинституте, стал членом ВЛКСМ. Юноша любил лес и мечтал стать лесничим. Планировал поступить в институт. Но все сложилось иначе…

После успешного окончания рабфака в июне 1940 г. Адам Борщевский вынужден был поехать на новое место жительства своих родителей, которые по вербовке, в поисках лучшей жизни, переехали в Алтайский край в деревню Зеленая Поляна Ключевского района.

Из воспоминаний Адама Кузьмича, на новом месте хлеба, в том числе и белого, для жизни было достаточно, но кругом степи, леса не было, зимой топились кизяком — быт был совсем другим. В конечном итоге перед самой войной семья возвратилась в родные места на Лоевщину, но уже в деревню Борщевка.

Остановились у родственников, пытались решить вопрос с жильем, но… грянула война, и весь период оккупации Беларуси фашистами семья прожила в землянке.

А сам Адам до зимы 1940-го проживал в Зеленой Поляне и работал в колхозе имени «2-ой пятилетки».

7 декабря со своими ровесниками-сибиряками он был призван в ряды Красной Армии, в учебный взвод отдельного саперного батальона 5-й мотомеханизированный бригады Белорусского Особого военного округа.

В первый же день начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г., будучи бойцом-курсантом, Адам принял участие в своем первом бою по ликвидации немецко-фашистского парашютного десанта, выброшенного в районе города Лида для захвата аэродрома, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».

В конце июня Адам Кузьмич в составе этого же учебного взвода был откомандирован в распоряжение командира 26-го отдельного запасного танкового полка и, будучи курсантом танковой роты, участвовал в боях на Западном фронте под Оршей, Борисовым, Сухиничами, Смоленском. Готовился стать танкистом, но пришлось поменять род войск.

В ноябре 1941-го его учебная рота в полном составе была направлена на учебу в Ульяновское военное пехотное училище. Но уже в мае 1942 г. в связи с тяжелой обстановкой на фронтах батальон курсантов училища, среди которых был и Адам Борщевский, был направлен в 76-й гвардейский стрелковый полк 27-й стрелковой дивизии, входившей в состав 58-й армии Калининского фронта, а затем в состав 4-й танковой армии Сталинградского фронта.

Описывая дальнейшую судьбу Адама Кузьмича, уместно обратиться к материалам статьи «Дело его жизни», напечатанной в районной газете «Серп и молот» 20 февраля 2001 года. Главный хранитель фондов Музея битвы за Днепр Вера Анисовец очень точно и емко изложила, воспоминания и впечатления Адама Кузьмича о его жизни, особенно об участии в Сталинградской битве:

«… Все те, кому довелось пройти через Сталинградский ад, независимо от того как сложилась их дальнейшая фронтовая судьба, — это настоящие герои войны, перед которыми надо низко склонить голову. Адам Кузьмич Борщевский хлебнул этого ада сполна. Чудом ему удалось уцелеть в той страшной мясорубке, видимо, хранила его судьба.
С июля по август 1942 года наш земляк участвовал в тяжелейших боях на Клетском направлении Сталинградской битвы в качестве заместителя командира отделения — наводчика станкового пулемета «Максим».

В условиях невыносимой жары, когда два месяца не было дождей, земля пересохла до такой степени, что приходилось кирками долбить себе окопы, защитники Сталинграда отбивали ожесточенные атаки врага, рвущегося в город на Волге.

23 августа 1942 года был одним из самых тяжелых дней в обороне Сталинграда и фронтовой судьбе Адама Борщевского. В этот день крупной немецкой группировке удалось форсировать Дон в малой излучине, что давало врагу кратчайшим путем выйти к Сталинграду. Сам город подвергся варварской бомбардировке, вызвавшей огромные пожары, от которых горела земля и плавился асфальт.

Над Сталинградом нависла смертельная опасность. Надо было во что бы то ни стало остановить врага, отбросить его за Дон.
Усиленный батальон курсантов, в составе которого находился и Адам Кузьмич, вступил в этот день в тяжелый контрнаступательный бой с фашистами. Этот день навсегда остался в памяти ветерана, никогда он не сможет забыть, как строчил в том яростном бою его пулемет, поливая фашистов свинцовым огнем, как один за другим падали его боевые товарищи на политую кровью сталинградскую землю. Не забудет он никогда, как рано утром тяжелораненый, со множеством осколков в предплечье правой руки от разорвавшейся немецкой мины он выходил из боя, как охотился за ним немецкий самолет, как по трупам добирался он до медсанбата, которого вдруг не стало в считанные минуты, едва ему сделали перевязку, и он успел отойти от него на несколько сотен метров. Такое не забывается никогда.

Залечивал свои раны боец уже за Волгой, в городах Камышине и Ульяновске. Долго еще беспокоили осколки солдата, причиняя ему боль. Но не только этот свинцовый подарок войны вынес он из-под Сталинграда. Есть еще у ветерана и боевая награда — орден Красной Звезды, который вручается солдатам за их ратный подвиг на войне. Он — яркое свидетельство мужества и отваги нашего земляка в одном из кровопролитнейших сражений войны…»

В своих воспоминаниях Адам Кузьмич писал о больших потерях, понесенных в этом бою. Из 11 человек, входивших в его отделение, после боя в живых осталось только двое, в том числе и он.

После выписки в сентябре 1942 г. из эвакогоспиталя № 1647 г. Ульяновска А. Борщевский, будучи некоторое время ограниченно годным к военной службе, был назначен командиром отделения 377-го запасного стрелкового полка 5-й запасной стрелковой бригады, а в июне 1943 г. избран освобожденным комсоргом одного из батальонов полка.

В октябре того же года Адам вступает в ряды членов Коммунистической партии и откомандировывается на шестимесячные курсы подготовки и переподготовки политсостава Приволжского военного округа.

После учебы в мае 1944-го он получил воинское звание «младший лейтенант» и был направлен комсоргом дивизиона 39-го учебного офицерского полка резерва артиллерии округа, а после его расформирования в сентябре назначен комсоргом батальона Казанского танкового училища. В этой должности Адам Кузьмич и встретил День Победы.

Дальнейшая судьба А.К. Борщевского была связана с его офицерской службой в рядах Вооруженных Сил и партийной работой.

После расформирования в 1947 году Казанского танкового училища он некоторое время проходил службу в 1059-м артиллерийском полку 26-й отдельной стрелковой бригады Приволжского военного округа, а после окончания курсов усовершенствования политсостава Московского военного округа с ноября 1948 года, по призыву армейского комсомола, продолжил военную службу в Воздушно-десантных войсках.

Почти семь лет он нес службу в качестве политработника в только что сформированном 97-м гвардейском парашютно-десантном полку, а затем в 165-м гв. отдельном саперном батальоне 21-й гв. воздушно-десантной дивизии (г. Волга, в то время Эстонская ССР).

В 1955-1958 гг. А. Борщевский служил в 76-й гвардейской Воздушно-десантной Черниговской дивизии, известной как «Псковская дивизия» (пос. Черёха, пригород г. Пскова).

Завершил свой ратный путь Адам Кузьмич в должности заместителя командира дивизиона по политчасти 154-го гв. артиллерийского полка 76-й гв. воздушно-десантной Черниговской дивизии в звании гвардии майора.
За время службы в Воздушно-десантных войсках он совершил 87 прыжков с парашютом. В 1949-1950 гг. в составе саперного батальона А.К. Борщевский выполнял боевую задачу по разминированию территории Прибалтийских республик и Ленинградской области от мин и снарядов — наследия войны. За ее успешное выполнение был награжден вторым орденом Красной Звезды.

В начале 1950 г. Адам Кузьмич женился на своей землячке Прасковье Журавской из деревни Ново-Кузнечная, медицинской сестре по образованию. В этом же году у них родился сын.

Прасковья Павловна с честью прошла весь нелегкий путь жены офицера и матери, родила и воспитала двоих детей (сына Александра и дочь Диану) и до конца своей жизни (совместно с Адамом Кузьмичом они прожили 51 год) оставалась преданной своему мужу, заботливой матерью и бабушкой. Ее многолетний трудовой путь отмечен медалями и грамотами.
В мае 1958 г. после увольнения в запас А.К. Борщевский вместе с семьей приехал в Лоев. Обустроились довольно быстро. Уже в июне этого года он был принят в аппарат Лоевского райкома КПБ на должность инструктора.

Адам Кузьмич занимал различные должности в Лоевском и Речицком райкомах КПБ — от инструктора до заведующего отделом, был секретарем парткома совхозов «Днепровский» и «Лоевский».

В 1964 году он заочно закончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1965 г. приказом Министра обороны ему было присвоено очередное воинское звание «подполковник запаса».

В начале 1970 года стал помощником секретаря райкома КПБ, а затем заведующим общим отделом райкома.
Неоднократно А.К. Борщевский избирался членом бюро и членом райкома КПБ, депутатом районного и поселкового Советов народных депутатов.

С 1970 по 1977 гг. являлся председателем Лоевского районного Совета ветеранов войны и долгое время оставался членом президиума совета.

Уже будучи на пенсии, он продолжал трудовую деятельность в качестве госинспектора по охране окружающей среды, инспектора по кадрам и секретаря партийной организации Лоевского ДРСУ-206.

В совокупности с военным общий стаж работы А.К. Борщевского составил 52 года.

За смелость и героизм, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, трудовые заслуги он награжден 18 правительственными наградами, в том числе орденом Отечественной войны I-й степени, двумя Орденами Красной звезды, медалями «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть» и другими, а также грамотой Верховного Совета БССР, грамотами областного Совета народных депутатов.

Адам Кузьмич Борщевский ушел из жизни в 2007 году, а в 2001 году не стало его супруги — Прасковьи Павловны. Память о них хранят их дети, внуки и правнуки.

Сын пошел по стопам отца. Он закончил военно-морское училище, Военно-морскую академию и почти 20 лет — от лейтенанта до капитана І ранга — прослужил на Северном флоте. Завершил службу начальником отдела одного из управлений Главного штаба ВМФ России. Александр Адамович — ветеран военной службы и ветеран труда, военный пенсионер. Дочь, Диана Адамовна, выбрала учительскую стезю. Много лет она преподавала русский язык и литературу в Лоевской школе №2 (ныне районная гимназия).

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK