Кровавый след фашистов в истории Лоевщины

25 августа 1941 года Лоев подвергся бомбёжке немецкой авиацией, а уже через несколько дней немецко-фашистские оккупанты были в городе. Наступление вражеской армии шло по двум направлениям: со стороны Брагина и Речицы. Население в ужасе пряталось от бомбежек в окрестных лесах. Но война была повсюду…

В Музее битвы за Днепр начала работу временная экспозиция «Маленькая трагедия моей семьи». Это небольшая выставка о мирных жителях Лоевщины, которые стали свидетелями и жертвами войны. Посещая её, поневоле задаёшься вопросами: «Что было с моей семьей в 1941-1945 годах? Какой историей из жизни хочется поделиться?». Название экспозиции является своего рода метафорой, ведь трагедии не могут быть маленькими. А тем более те, которые затронули каждую советскую семью во время войны. Похоронки с фронта, без вести пропавшие в донорских лагерях дети, угнанные в Германию родные и близкие… Гигантская машина смерти фашистов не щадила никого. Чувства невосполнимой утраты и безысходности, потеря надежды, постоянное чувство страха — все это тяжелая память тех кровавых дней. В основу выставки легли документы и материалы Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников на территории района, публикации и исследования, музейное собрание, рассказы очевидцев и тех, чья маленькая трагедия семьи стала частью большой трагедии всего народа.
В прошлую пятницу её посетили учащиеся районной гимназии. В мероприятии также принял участие прокурор района Владимир Савченко. Директор Музея битвы за Днепр Ксения Семашко рассказала собравшимся о трагических событиях времён немецкой оккупации на Лоевщине:

«НОВЫЙ ПОРЯДОК»

— В соответствии с планом «Ост» территория Лоевщины, как и южные районы Гомельской и Полесской областей, юг Брестской области, была включена в состав рейхкомиссариата «Украина». На территории района были созданы комендатура, жандармерия, полицейские участки. Из изменников Родины фашисты начали организовывать полицейские участки в Лоеве, Абакумах, Хоминке, Ручаёвке и других населённых пунктах района. Жандармерию возглавил немец Брун, а погранотряд — Кригер. Именно на этих людях, а также их подчиненных (Гофман, Краузе, Липальт, Генсе, Гахтман и местных полицаях) лежит ответственность за унижение и уничтожение местных жителей. На территории района было сожжено более 4 тысяч домов, закрыты дом культуры и кинотеатр, школы. Уничтожены и разграблены завод «Краскоцвет», электростанция, маслозавод, промкомбинат, Лоевская и Борщёвская МТС, больница, гостиница, ресторан, база райпотребсоюза, склад заготзерна. Из архивов известно, что более 80 деревень из 103 населенных пунктов района подверглись разрушению. Небольшая деревушка Рудня-Песочная разделила судьбу Хатыни. После войны она не восстановилась… Почти полностью были сожжены Бывальки, Деражичи, Карповка, Козероги, Колпень, Новая Борщёвка, Ястребка и другие деревни. Только в Пустой Гряде уцелели все дома. Лежал в развалинах и Лоев. Установление «нового порядка» сопровождалось кровавыми расправами над мирными жителями, в первую очередь еврейской национальности, семьями партизан и тех, кто служил в Красной армии, военнопленными.

ГЕНОЦИД В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

Протоколы и акты Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний, составленные весной 1944 года, описывают вопиющие факты зверствований нацистов. В 1944 году происходили эксгумации погибших с установленных мест массового захоронения. Из противотанкового рва, идущего от Козерожской дороги в северном направлении, извлечено 124 трупа. Могилой для 40-45 военнопленных советских солдат и 60 мирных граждан стал ров возле бывшего промкомбината. Во дворе бывшей музыкальной школы (помещение полиции во время войны) было обнаружено 3 ямы, при вскрытии которых извлечены тела 150 жителей Лоевского района. Это женщины и мужчины, старики и дети (даже младенцы). Комиссия обследовала еще одно массовое захоронение, которое находилось за зданием бывшей средней школы, в ней были останки 143 мужчин, советских военнопленных. Захоронения невинных жертв фашизма были найдены возле озера Витацкое и во дворе бывшего райисполкома.
По данным экспертов и показаниям свидетелей тех времён установлено, что на территории района сожжено и разграблено в сельской местности 4 258 жилых домов с приусадебными постройками, отправлено в Германию или уничтожено 3 847 голов лошадей, крупного рогатого скота — 6 583, птицы — 86 644, зерна — 126 198 ц. Жертвами варварского террора, направленного против слабых и беззащитных мирных жителей, стали более 1,5 тысячи женщин, стариков и детей Лоевщины. Более семисот человек погибли во время сожжения фашистами деревень района, более двух тысяч трудоспособных жителей угнаны в Германию.
Перед собравшимися словно кинолента раскручивалась невыносимая жестокость нацистских методов гитлеровской Германии. Владимир Савченко рассказал ребятам о проводимой на государственном уровне работе по раскрытию преступлений, связанных с политикой геноцида на территории Беларуси, и передал в фонды музея материалы некоторых дел. Страшная трагедия не должна быть забыта, долг каждого белоруса — сохранить историческую память и не допустить войны на родной земле.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK