Не в огне погибшая

Этот год в Беларуси объявлен Годом исторической памяти. Ведь без прошлого нет настоящего и будущего. Никогда не будет забыта Великая Отечественная война и ее последствия. Сожженные и разрушенные города и села. История каждого из них, как сложная биография человека. В Беларуси фашистами были стёрты с лица земли 209 городов и 9097 деревень.

Деревня, о которой я хочу рассказать, не была сожжена, но по бревнышку немцы разобрали почти все ее дома на сооружение блиндажей. Это моя родная деревенька Новокузнечная.
Рудня Песочная, Шыя, Новокузнечная. Все эти три названия тесно связаны между собой, составляя историю одной деревни под красивым и звучным именем Новокузнечная.
Про Рудню, как сокращенно называли эту деревню, сведений не так много: расположена на речке Песочанка, до 1863 года это было имение Городище, которым владели помещики Ракицкие, в конце XIX столетия владельцами стали Прозоры, относилась деревня к Остроглядовичскому католическому приходу Речицкого уезда Минской губернии Ручаевской волости. Рудня Песочная перед войной состояла из 17 дворов. Здесь жили в основном представители трех фамилий: Шатило, Журавские, Кацубо. Были они кузнецами, которые ковали серпы, косы, плуги и другую хозяйственную утварь, продавали её и за счет этого жили. Занимались и другим ремеслом: шили кожухи, валяли валенки, сплавляли лес. Земельных наделов не имели, только небольшие участки возле дома под грядки, потому что земля здесь песчаная, неурожайная. Сельчане ловили рыбу в Песочанке и жили безбедно.
Рудня находилась недалеко от Ручаевки, в которой по состоянию на 1864 год функционировала униатская Предтеченская церковь. Затем её перенесли в Деражню, а в Ручаевке в 1872 году построили Вознесенскую пятикупольную православную церковь. Построена она на каменном фундаменте, имела четыре колокола и 20 икон. Священником в 1873 году был назначен Даниил Праневич.
После третьего раздела Речи Посполитой 24 октября 1795 года многие католики перешли в православие, и жители Рудни постепенно стали прихожанами Вознесенского прихода. Полтора века стоял это храм.
В 1942 году немцы взорвали церковь. А в 1943 году Рудня Песочная была полностью уничтожена карателями. По сведениям, жители успели покинуть деревню до ее уничтожения. После войны она так и не восстановилась…
В конце XIX ст. семья Кацуба из деревни Песочная Рудня взяла в аренду несколько гектаров леса вблизи нынешней деревни Новокузнечная и поселилась там. Таким образом был образован хутор Шыя, сухой перешеек среди болот. По переписи 1908 года на хуторе было 15 дворов и 83 жителя. Лес нужен был для добычи угля для кузниц. Уголь добывался посредством курения милёра, так назывался процесс, а еще лес продавали, сплавляя по речке Песочанке и далее по Днепру.
Когда после революции начали организовывать коммуны, в 1923 году вблизи хутора Шыя, недалеко от Рудня Песочной активистом П.М. Шатило была организована сельскохозяйственная коммуна, а в 1930 году — колхоз «Громкий». Сельчан стали записывать в колхоз, было принято решение переселить жителей Рудни на хутор, где функционировала кузница. Часть домов перевезли в Шыю. В Рудне перед войной остались только те дома, в которых не было мужчин. Деревню переименовали в Новокузнечную.
По переписи 1940 года в ней проживало 339 человек, было 69 домов.
Во время Великой Отечественной войны оккупанты в октябре 1943 года разобрали в деревне на блиндажи 62 дома, а всех жителей загнали в амбар в Иванькове и оставили там на ночь. Мужчины сделали подкоп, и многие ушли в лес. Утром приехали немцы, посадили в машину 10 молодых сельчан и отправили в Германию. Всех остальных колонной, в основном женщин, стариков и детей, погнали в направлении Хойник, а затем в Калинковичи. В это время уже шли освободительные бои за Лоевский район. Со 2 по 21 ноября шли бои за освобождение деревни Новокузнечная, и погибло здесь 43 солдата: белорусы, русские, украинцы, татары и др.
В январе 1944 года вернулись из оккупации жители деревни, в которой осталось 7 полуразрушенных домов, в них они и разместились. В тот год многие умерли от тифа. Весной начали обустраивать жизнь: копать землянки, сеять огороды, заводить скотину и жить тяжелой крестьянской жизнью, но уже на своей мирной земле, и ждать мужей и сыновей с проклятой войны. Но не всех дождались дома.
Были угнаны на принудительные работы в Австрию мой папа Николай Шатило и его два родных брата. Работали они на военном заводе. После освобождения, в мае 1945 года, отца и дядю Дмитрия сразу забрали в армию, младшего, Владимира, призвали в 1948 году.
Семнадцать солдат, уроженцев деревни Новокузнечная, погибли на фронтах, освобождая Россию, Украину, Молдову, Латвию, Германию, и навсегда остались лежать в братских могилах.
Сражался в партизанском отряде и погиб во время боя Макар Журавский, жену, дочь и двоих сыновей которого расстреляли в Брагине как семью партизана.
Фашисты зверски расправились с женой Еленой и маленьким сынишкой партизана Андрея Кацубо. Над ними долго издевались, потом оглушили мальчика прикладом, бросили матери на грудь и прикололи штыком. Сделали это полицаи в Гроховском лесу. Две недели они так и лежали там, немцы не разрешали хоронить, надеясь таким образом выманить партизан из леса и расправиться с ними. Андрей Феафанович прошел всю войну в партизанах.
Братья, Иван и Александр Кацубо, также партизанили, Александра немцы расстреляли в Брагине, Иван прошел всю войну.
Зинаида Дашук и её две дочери Ольга и Раиса Шор (в девичестве Дашук), дочка Раисы Анна были расстреляны в Новокузнечной как семья, имеющая родственные связи с евреем Борисом Шором, который погиб на фронте.
Евгений Кацубо, Вацлав Кацуба, Василий Шатило (родной брат моей мамы) в 1943 г. прятались в лесу в блиндаже, были обнаружены немцами и расстреляны как партизаны.
Закончилась война, кто-то погиб, а кто-то вернулся живым и здоровым с наградами.
Кирилл Дерюга награжден орденом Славы 3 степени и дважды медалью «За отвагу». Служил в разведке, проживал з семьёй в деревне Новокузнечная, работал в колхозе.
Макар Журавский награжден орденом Отечественной войны 1 и 2 степени и медалью «За отвагу»;
Антон Дашук награжден медалью «За боевые заслуги».
Прошли войну и девушки — уроженки деревни Новокузнечная. Нина Шатило, моя родная тетя по маминой линии, была на войне с июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., с 9 августа по 3 сентября — в Японии. Уволилась из рядов Советской армии 17 июля 1946 года в звании младшего лейтенанта. Награждена медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
Мария Журавская, Александра Катляренко и Евгения Еромчик в 1941 году вместе с моей тетей закончили Речицкую медицинскую двухгодичную школу и были отправлены на фронт. Все они были медсестрами.
Деревня возродилась, отстроили дома, создались семьи, рождались дети, но никогда за все послевоенные годы не было достигнуто то количество жителей и домов как до войны.
После войны в Новокузнечной была открыта начальная школа, в которой преподавала Г.Г. Еромчик. Сначала учились по домам, затем было построено новое здание школы, а также магазин и клуб.
Все трудились в колхозе «Заря»: кто на полях, кто на ферме, а многие, в основном молодежь, уехали в город учиться и работать.
Всю свою жизнь посвятила Гомельщине В.Г. Роговская, уроженка д. Новокузнечная, белорусский театральный деятель, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь. Она окончила Московский библиотечный институт. С 1962 по 1987 гг. — заведующий отделом культуры Лоевского, Речицкого, Буда-Кошелёвского райисполкомов, Гомельского горисполкома. С 1987 по 2010 гг. — директор, заместитель директора Гомельского областного драматического театра.
В. Г. Роговская — кавалер орденов Михаила Ломоносова, Святой равноапостольной княгини Ольги и Святой Евфросинии Полоцкой. Награждена Почетными грамотами Верховного Совета БССР, Министерства культуры Республики Беларусь и др. Она является победителем республиканского конкурса «Женщина года-2012» в номинации «За верность и преданность профессии», лауреатом специальной премии Президента РБ (2000 г.). Валентина Георгиевна внесла неоценимый вклад в театральное и культурное наследие Беларуси.
К.В. Малоховский — это также уроженец Новокузнечной, тракторист Днепро-Сожского отделения «Сельхозтехники». Награжден орденом Октябрьской Революции за трудовые успехи в 1971 году. Константин Васильевич работал в районной Сельхозтехнике, но всю жизнь прожил в своей родной деревне.
В настоящее время в Новокузнечной проживают 11 жителей, все они уже пожилые люди. И еще сохранилось 19 домов. Пустующие ветхие дома сносят. Нет уже ни школы, ни клуба, ни магазина, и все больше становится промежутков между домами…

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK