О СВЕТЛОМ ВРЕМЕНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Великий пост у православных христиан в 2023 году продлится с 27 февраля по 9 апреля, страстная седмица — 10-15 апреля, а 16 апреля все православные вновь торжественно произнесут: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

О том, каково духовное значение поста и как себя настроить, чтобы дни Великоговенья принесли духовную пользу, мы поговорили с благочинным церквей Лоевского округа иереем Димитрием Чварковым.

 

—  Для чего установлено правило поста, в чем его польза?

— По своей сути пост — это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров. Если сказать совсем просто — это время капитального ремонта. Вот мы обычно поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы, и на какое-то время этого достаточно, но только на какое-то время. Наступает момент, когда нужно решительно избавляться в доме от всего, что обветшало, обновить, перестроить и т. п. Нечто подобное происходит и с нашей душой, умом, нравственностью. Вот именно цели капитального ремонта, обновления души и служит пост. Не зря в аскетической православной традиции его называют духовной весной.

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что самое главное сокровище для нас, христиан — это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Пост — это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям.

—  Почему этот пост называют Великим?

— Великий Пост — это Пост с большой буквы. И по написанию, и по значению, и по продолжительности. Иначе, по-церковному, он называется святой Четыредесятницей. Этот Пост является образом сорокадневного пощения Христа в пустыне перед выходом Его на Свое проповедническое служение.

— Должен ли каждый крещеный человек поститься?

— Если говорить о посте как о воздержании от определенных видов пищи, то нет, не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам.

Но тут еще хочется сказать о том, что именно наполняет пост смыслом. Как для человека, который едет по дороге на автомобиле смысл поездки не в том, чтобы просто ехать и наматывать километры, а в том — куда он наконец приедет, так и для постящегося смысл поста лежит не в самом посте, а за его пределами. Смысл Великого Поста в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью это и наша победа. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав». В этом весь смысл христианской веры. Христос не только сам силою своего божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Стать участником этой победы жизни над смертью, можно только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа. Без причастия пост — всего лишь диета. Поэтому если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, ну а саму Пасху, проводит во всяческом разгуле, то такой пост по своей сути нецерковен, да собственно и постом не является.

— Что такое благословление, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься?

— Благословением на пост для нас  всех является день Прощеного Воскресенья (в этом году — 26 февраля), когда православные, собравшись в храме просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние — наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову самого Христа.

Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то, чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например, по болезни. И потому те, кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста.

— Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

— Во-первых, строгость поста определяет церковный устав — Типикон. Во-вторых, строгость поста для каждого, в большей степени, чем Типикон, определяет наша совесть, потому что не всякая строгость и не всякое воздержание может быть одинаково полезно для каждого. Тем более, церковный устав — это устав монашеский, включающий правила жизни людей, посвятивших себя Богу и борьбе со страстями. Но от чего хотелось бы предостеречь… Механический перенос правильных и вдохновляющих требований из монастырской среды в жизнь обычного мирянина зачастую оканчивается и духовной, и житейской катастрофой. Поэтому каждому человеку необходимо соизмерять свои силы с реальными условиями своей жизни. К мере поста надо подходить с умом, соразмерив свое и физическое и духовное состояние, посоветовавшись со священником, помня о том, что пост — это прежде всего воздержание от греха.

—  Что важнее во время поста — соблюдение строгости в поступках, пище или постоянная молитва?

— Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться никаких объективных причин быть не может. А если у нас христианское состояние души — состояние ненависти ко греху и любви к ближнему, то это и дает основу и мотив для правильных поступков.

— Почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий Пост?

— Исповедоваться только в Великий Пост не очень хорошая традиция, потому что о душе надо думать и за пределами Великого Поста. Исповедь и причастие только Великим Постом — это предельно допустимый минимум для христианина, чтобы по существу своему не отпасть от церкви. Это все равно что есть только тогда, когда начинаешь падать в голодный обморок. Жить так можно, но полноценной жизнью это никто не назовет, это патология. Причащаться и исповедоваться христианин должен как можно чаще и никогда не пренебрегать, не откладывать участие в Таинстве. Если мы не причащаемся тела и крови Христа, то христианство наше формальное, неживое.

— Чтобы вы порекомендовали тем, кто первый раз поститься или еще не решился на этот духовный подвиг?

Прежде всего, надо ясно понимать, что пост это не цель, а средство. А цель поста — Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди — не более чем диета.

Часто некоторые невоцерковленные христиане говорят: вера — это личное дело, о том во что я верю, говорить не обязательно, вера она в глубине сердца. На самом деле это не так. Христианин обязан и словом, и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя. Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6)».

Пост, как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную всемирную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. Если мы с этим мусором себя не отождествляем, всей душой жаждем от него избавиться и войти обновленными в то пространство, в котором уже не мы своими незначительными усилиями стремимся приблизиться к Богу, а в котором Сам Воскресший Бог, уничтожив ад идет навстречу нам, тогда пост нам не может не принести радость. Великий пост — это период в жизни человека, когда ему дается еще один шанс стать другим, и этот шанс человек волен принимать или не принимать.

Instagram
Telegram
VK
VK
OK