ТЕХНОЛОГИИ ПОЗВОЛЯЮТ РАБОТАТЬ ПРИ -20°С. КАК В ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ УСТРАНЯЮТ ДОРОЖНЫЕ ЯМЫ

Зима с переменчивым настроением и погодными сюрпризами добавляет немало хлопот дорожникам. Частые переходы температуры через нулевую отметку негативно сказываются на состоянии асфальта. Корреспонденты БЕЛТА узнали, как справляются с последствиями холодного периода в РУП «Гомельавтодор», на балансе которого находится почти 2,3 тыс. км дорог.

Дорожная служба начинается с диспетчерской

На смене диспетчер со стажем свыше 10 лет Анна Коробущенко.

С легкой улыбкой она сообщает: «Сегодня работа идет в штатном режиме». Фактически перед ее глазами — все дорожное хозяйство, закрепленное за предприятием. На мониторах в диспетчерской службе — ситуация на разных участках дорог в режиме онлайн.

«Этот красавчик — новый мост в Рогачеве на автодороге Р43. Он просматривается достаточно хорошо: камера высокого разрешения позволяет увидеть даже поверхность покрытия. А здесь — дорога М5, участок М10 на границе с Россией, Р31 вблизи Мозыря, М10 недалеко от Житковичей, М8 вблизи пункта пропуска «Новая Гута». Также на отдельных участках установлены единичные камеры. К примеру, в прошлом году появились такие объекты видеонаблюдения в Озаричах, Светиловичах и Комарине. Практически вся область у нас охвачена. Все в режиме реального времени как на ладони», — включается в разговор начальник отдела содержания автомобильных дорог и безопасности движения РУП «Гомельавтодор» Валентин Яковенко.

Демонстрируют в действии и программу «Метеомагистраль». Всего на дорогах региона — 13 дорожно-измерительных станций, которые работают в автоматическом режиме. В покрытие вмонтированы датчики. На табло выводится информация со всеми основными характеристиками: температура воздуха и дороги, влажность, осадки, предупреждения о возможной опасности. «Анализ этих данных в совокупности с прогнозом погоды позволяет сработать наперед, к примеру, заранее выполнить превентивную обработку покрытия противогололедными материалами и не допустить образования зимней скользкости», — уточняют на предприятии.

Анна Коробущенко указывает на карту области на другом мониторе. «Это мониторинг с GPS-навигацией. Прямо сейчас мы видим, какая техника и на каком участке работает.

На мониторе непосредственно на рабочем столе диспетчера выведены планы на сегодня, информация о том, где какая дистанция работает. Всего 29 дистанций, и у каждой свой объем работ», — показывает она.

Концентрация ямочности

Валентин Яковенко отмечает заметный прирост ямочности на дорогах региона после прошедших месяцев зимы. Впрочем, такая картина наблюдается по всей стране. Основная причина — погодные условия, частые переходы температуры через нулевую отметку. Кроме того, отдельные участки дорог со значительной ямочностью эксплуатируются с нарушением межремонтных сроков. Сейчас филиалы в приоритетном порядке ликвидируют критическую ямочность, затем продолжат в прямом и переносном смысле выравнивать ситуацию. «Да, эта зима преподнесла немало сюрпризов. И началась она еще в ноябре. Перепады температур, неоднократные переходы через нулевую отметку осложняют ситуацию. Талая вода и соль попадают в микротрещины, плюс транспортная нагрузка — все это негативно сказывается на состоянии дорог», — поясняет он.

РУП «Гомельавтодор» выполняет ямочный ремонт дорог региона круглый год. На балансе предприятия — 2297 км республиканских дорог. Дорожные бригады не оставляют без внимания ни один километр, а технологии позволяют работать и зимой. Ежедневно, включая выходные и праздничные дни, бригады выполняют от 300 до 400 кв.м ямочного ремонта. Только за первый месяц текущего года они выполнили более 6 тыс. кв.м ямочного ремонта (за январь 2022 года — 4,5 тыс. кв.м.). Всего за прошлый год работники предприятия сделали более 184 тыс. кв.м ямочного ремонта.

По словам специалистов, на каждом участке — своя специфика. В большинстве случаев для ликвидации выбоин нарезают так называемые карты — ровные прямоугольники, в которые укладывают материал для ямочного ремонта. Местами, где концентрация ям зашкаливает, приходится действовать радикально — важно даже в условиях зимы обеспечить безопасный проезд. Чуть позже, весной, на наиболее разрушенных участках выполняется фрезерование покрытия. Верхний слой покрывают «локальными картами». Обновленные ленты дорог затем сразу выделяются на этих участках.

Качество на контроле

Испытательная лаборатория, расположенная на центральной базе ДЭУ №41, устанавливает соответствие качества материалов, применяемых при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог: противогололедные материалы, асфальтобетон, вяжущие материалы, щебень и т.д. Проводится исследование проб с каждой партии в 500 т.

Начальник испытательной лаборатории Ирина Чиж поясняет, что сфера аккредитации подразделения весьма широкая. «Выдаем заключение. По сути, мы — последняя инстанция, после которой объекты вводятся в эксплуатацию», — говорит она.

Три хрупких женщины выполняют значительный объем исследований в сезон. » Наша лаборатория открылась в 2007 году. Самая большая загрузка была при строительстве М5. Сейчас все в штатном режиме. Перечень необходимого оборудования — в полном объеме. Пресс для бетона, оборудование для инертных материалов, для резки кернов, электропечь, весы с точностью измерения 0,01 гр», — рассказывает о парке оборудования Ирина Чиж.

Сейчас актуальны исследования СОМС — складируемых органно-минеральных смесей. Это так называемый холодный асфальтобетон.

Машина-«термос» и командная работа

Одна из бригад работает в Речицком районе на трассе М10. Участок обозначен специальными знаками.

Команда дорожников в костюмах с яркими вставками. Начальник линейно-дорожной дистанции №412 Владимир Лобанов также на месте.

Он руководит процессом для обеспечения выполнения установленных требований к технологии производства работ.

Первым идет трактор с фрезой, он делает аккуратную прямоугольную «карту» в покрытии по размерам выбоины. Следом — бригада. Один работник выдувает оставшиеся частицы, другой — просушивает поверхность горелкой. Потом в дело вступает ЯР-4 — бункер на базе МАЗа, где материал подогревается и подается по желобу прямо в ямку.

ЯР-4 — универсальная машина, она обустроена по схеме гигроскопичного термоса. В бункере летом и осенью возят асфальтобетон, а зимой — смесь для ямочного ремонта. Кроме того, есть рециклеры, которые позволяют применять не только СОМС, но и асфальтогранулят.

Так называемый холодный асфальт заготавливают заранее. В зимний период его «разогревают» и укладывают, максимально уплотняя. В смену на предприятии бригада с использованием ЯР-4 укладывает от 4 до 5 т СОМС.

Дальше бригада работает вручную. Аккуратно выравнивается смесь. «Уплотняем слой — и получаются такие теплые асфальтобетонные «пироги». По периметру эти «карты» дополнительно обрабатываем битумом, чтобы исключить попадание осадков. Буквально через 15-20 минут по свежеуложенному материалу можно открывать движение», — с улыбкой рассказывает начальник отдела.

Все необходимые виды работ выполняются в соответствии с технологией ямочного ремонта: нарезка «карт», очистка и сушка, грунтовка дна и стенок, укладка, разравнивание и уплотнение смеси и в заключение — поверхностная герметизация мест сопряжения.

Легкий мороз с ветром прихватывает руки и проходится по щекам неласковым пощипыванием. Интересуемся, не мешает ли погода процессу. «Температура воздуха — не помеха. Мы работаем до минус 20. Технологии укладки СОМС позволяют работать в таком режиме», — подчеркивает Владимир Лобанов.

Дорожный «патруль»

Работники предприятия работают на дороге круглый год: в жару и в мороз. Магистрали и трассы, что лентами вьются, — под их присмотром.

Бригады, которые сейчас задействуются на ямочном ремонте, в снежные дни выезжают на расчистку дорог, остановок. Мониторинг прогноза погоды постоянный, техника находится в полной готовности круглые сутки. «Оранжевый уровень опасности для нас — вторая степень сложности. Мы мгновенно реагируем и принимаем меры», — отмечает начальник отдела.

Этой зимой были и обильные осадки, которые шли более 15 часов. Тогда выпало более 20 см снега за сутки. Неоднократно был и гололед, и резкий перепад температур от плюс 10 до нуля. «Поэтому сегодня и ямочность более глубокая, критическая — и мы стараемся ее в первоочередном порядке устранить. Если хотя бы на определенный период установилась температура минус 5-7 градусов — ямочность не прогрессировала бы. А когда перепады с плюса на минус, осадки – это очень губительно для дорог», — объясняет ситуацию Валентин Яковенко.

В прошлом сезоне с ноября по апрель было зарегистрировано более 70 циклов перехода температуры через ноль. Нынешней зимой, только с ноября по январь, было отмечено 44 таких цикла. Для дорожников это настоящее испытание. В щели и ямки попадают соль и вода, и дорога разрушается в считанные дни. «Относительно свежие дороги — 6-8 лет — держатся неплохо. Но даже микротрещинки — это потенциальные ямки. В летний и осенний периоды мы заливаем их, максимально делаем ямочный ремонт. Таким образом, работы ведем круглогодично, с учетом погодных условий. В зимний период для ликвидации ямочности используются рециклированные смеси, а также складируемые органоминеральные смеси. В эти дни ежедневно на республиканских дорогах Гомельской области на ликвидации выбоин задействовано от 25 до 30 бригад. При наступлении устойчивых положительных температур от 5 градусов в марте-апреле работы по ямочному ремонту будут вестись другими, более производительными технологиями, с использованием горячих асфальтобетонных смесей и с применением струйно-инъекционного метода», — поясняет Валентин Яковенко. К середине мая сезонную ямочность ликвидируют.

С середины марта до середины мая происходит подготовка дорог к эксплуатации в летний период. Это также непростая задача для дорожников — объем работы значительный, а сроки очень сжатые. Зачастую и погода вносит свои коррективы. Далее — выполнение плановых работ по программе текущего ремонта и по обращениям граждан: устройство пешеходных дорожек, автопавильонов и др.

Светло, ровно, безопасно

В прошлом году за счет средств текущего ремонта было отремонтировано 123 км дорог. Также по программе текущего ремонта отремонтированы четыре моста общей протяженностью 224 погонных метра. Был начат капитальный ремонт моста через реку Чечера на 98-м километре автодороги Р30.

Для обеспечения безопасности движения был установлен светофор в Рогачеве на пересечении автодорог Р39 и Р43. Обновлена осевая горизонтальная разметка на почти 2,2 тыс. км дорог. В Рогачевском и Чечерском районах уложен метраж тротуаров, а в Лельчицком — велодорожек.

Дополнительно обустроено освещение на пешеходных переходах в Старом Довске Рогачевского района, Меркуловичах Чечерского района, Поколюбичах Гомельского района, Кирово Речицкого района, Боровиках Светлогорского района. Выполнена вторая очередь проекта по освещению (более 2,6 км) по автодороге «Подъезд к Гомелю от автодороги М10» на участке Гомель — Речица. Кроме того, установлено 1650 погонных метров тросового ограждения на разделительной полосе автодороги первой категории М10 в Гомельском районе.

В 2022 году РУП «Гомельавтодор» было освоено свыше Br63,2 млн, в том числе более Br30,4 млн — на содержание автодорог, Br27,1 млн — на текущий ремонт и почти Br5,4 млн — на капитальный ремонт.

Планы на этот год также подкреплены финансированием.

belta.by

Instagram
Telegram
VK
VK
OK