МЫ ЖИВЁМ, ПОКА ПОМНИМ

В преддверии 9 Мая мы отдаем дань памяти и уважения всем, кто внёс свой вклад в Победу над фашизмом, поздравляем ветеранов, а из них, принимавших участие в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками в годы войны, на Лоевщине остался только один — Гавриленко Иван Алексеевич. А ведь было их много…

 

5220 уроженцев района защищали Родину на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага на оккупированной территории, пять стали Героями Советского Союза: Гриб К.П., Козлов А.В., Карпенко А.П., Морозов Д.К., Пинчук Г.С. Их имена и подвиги увековечены на Аллее Героев. А как быть с остальными, как не забыть погибших и воевавших? Просто — надо помнить о них и о том, что совершили они ради нас живущих сегодня.

На территории Лоевщины 38 захоронений периода Великой Отечественной войны, 24 памятника воинской славы, хранящих память о защитниках Отечества. Ведется региональный автоматизированный банк данных «Книга Памяти», в нем 4299 имён уроженцев района, положивших свою жизнь на алтарь Победы.

В фондах музея битвы за Днепр собран значительный материал о ветеранах. Документы, автобиографии, воспоминания, фотографии, награды, предметы личного пользования — всё, что передали родственники либо они сами. Изучая музейные предметы, не перестаёшь удивляться скромности, честности, порядочности этих людей, прошедших войну, жертвенности их поступков, истинному патриотизму.

        

Николай Хренков                                                                                                             Мария Хренкова

Именно такими были и супруги Хренковы, поселившиеся после окончания войны в Лоеве на улице Октябрьской, 10. Глава семьи — Николай Константинович работал парторгом Борщевской МТС, преподавателем Ручаевской семилетней школы, директором Моховской школы, председателем районного комитета профсоюзов, будучи персональным пенсионером, возглавлял райсовет ОСВОД. Мария Семеновна, его жена, трудилась медицинской сестрой в райбольнице, продолжая заниматься любимым делом и на пенсии.

Лоевчане старшего поколения помнят эту красивую, дружную пару. В майские дни их можно было встретить на праздничных торжествах с наградами, которые указывали на то, что они воевали. Но мало кто знал, что прошли они все годы военного лихолетья от первого дня и до последнего. Война стала для них роком, но они победили, выжили, встретили любовь. В музее битвы за Днепр хранятся воспоминания четы Хренковых, в которых они скупо рассказывают о себе.

Мария Семеновна, родилась в д. Олешковка нашего района. Закончила Ручаевскую семилетку, поступила в Борисовскую медицинскую школу. После ее окончания в 1939 году была призвана на военную службу в связи с освободительным походом Рабоче-Крестьянской Красной Армии в Западную Белоруссию. После демобилизации вернулась домой. В это время вспыхнула острая эпидемия трахомы, и молодую медсестру направили в Хатковский сельсовет бороться с этой «эпидемией слепоты». Девушке казалось, что жизнь словно испытывает её на прочность, однако она и предположить не могла, что впереди ждут ещё более суровые испытания.

22 июня 1941 по радио прозвучало сообщение о вероломном нападении Германии на СССР, а в 12.00 Марии уже вручили повестку на фронт. Времени поехать в родную деревню, чтобы проститься с родными у нее просто не было. «Наутро 23 июня я сидела на машине возле сельсовета с мобилизованными, которых оплакивали родственники, а меня никто не провожал. Привезли нас в Лоев, военком провел митинг в сквере над рекой, и мы получили первое крещение — нас обстрелял немецкий самолет».

Теплоходом добрались до Гомеля. С мобилизованными медсестрами Коноваленко Ф. А., Кезля М. Т. её направили в 1134-й экогоспиталь. Землячки старались держаться вместе, это помогало им преодолевать трудности. Здесь приняли они военную присягу, столкнулись с первыми ужасами войны, принимали первых раненых. Несмотря на оборонительные бои, фашисты продвигались быстрыми темпами, и госпиталь был эвакуирован сначала в г. Унеча Брянской области, а затем в Воронеж. Работы было много: кроме медицинских обязанностей, приходилось ездить на железнодорожную станцию принимать раненых, переносить их на носилках, быть сиделками у тяжелобольных, еще поддерживать их моральный дух, а самое страшное — констатировать смерть и ощущать свою беспомощность. Сутки делились на две части — короткий сон и работа, работа, работа. Фашисты остервенело бомбили город, наступая с боями. Госпиталь вновь вынужден был срочно передислоцироваться. Эвакуация оборудования проходила ночью. Из воспоминаний М.С. Хренковой: «Мы с Марией Кезля находились на дежурстве и вместе с ранеными остались. Из покинутой нам записки следовало легкораненых самостоятельно отправить на вокзал с историями болезней, а остальных эвакуировать. Мы всё выполнили и нас успели вывезти. Машина же с оборудованием попала под бомбежку и все имущество госпиталя было уничтожено. Коноваленко Федора вместе с остальными месяц пешком добиралась до нового места назначения. Когда собрался весь личный состав госпиталя, командование отправило всех по Саратовской и Тамбовской областям собирать имущество для госпиталя, и наши люди всё сделали, чтобы восстановить госпиталь».

Шли кровопролитные бои за Сталинград, и это время было самым тяжелым. О нем женщина пишет: «Раненых поступало очень много. Не хватало продуктов, медикаментов, снаряжения. Приходилось сдавать все время кровь, чтобы спасать раненых. При госпитале был открыт донорский пункт, 60 молодых медицинских сестёр систематически сдавали кровь».

После победы под Сталинградом Марию направляют в 675-й полевой передвижной госпиталь. Вместе с частями Красной Армии она прошла Румынию, Югославию, Венгрию, Австрию. «Оказывать медицинскую помощь приходилось в полевых условиях. Озера, болота обошлись нам не так просто, шли тяжелые бои. Сильное сопротивление, было очень много раненых, приходилось день и ночь работать», — так скромно она описывает этот период.

Победу девушка встретила в Венгрии, но домой сразу вернуться не довелось. Работала в госпитале в Болгарии, где и познакомилась со своим будущим мужем — старшим лейтенантом Николаем Константиновичем Хренковым. Опаленные войной сердца, дальше вместе будут идти по жизни, преодолевая все трудности.

Послевоенное время было тяжелым для всех, надо было поднимать страну из руин, восстанавливать разграбленное врагом хозяйство. Свое семейное гнездо молодая семья решила устраивать на родине жены. Отныне Лоевщина станет родным домом для Николая Константиновича, уроженца села Красовка Тамбовской области, у которого путь к мирной жизни тоже был нелегким. Он с детства познал нелегкий крестьянский труд. Выбрав для себя самую мирную профессию, мужчина поступил в Пензенский строительный техникум. Однако работать по профессии не довелось, в октябре 1939 он был призван на военную службу в ряды Красной Армии. Служил в Тбилисском гарнизоне Закавказского военного округа. Военнослужащих, имеющих среднее образование, включили в спецгруппу, где подготовка велась по отдельной программе, приближенной к военным действиям. Сдача экзамена была запланирована на июль-август, с присвоением звания младший лейтенант, но война внесла свои коррективы. 

В составе батальона рядового Хренкова направляют в 88-й запасный полк 38-й запасной стрелковой бригады, где его назначают командиром расчета 120-мм миномёта. Затем курсы и присвоение звания младшего лейтенанта. Он рвался на фронт, но молодого лейтенанта назначили заместителем командира роты здесь же в полку и с января 1942 по 7 мая 1944 года ему приходилось обучать бойцов минометному делу.

В мае 1944 он сполна узнал, что такое передовая. В составе 51-й армии 4-го Украинского фронта Н. Хренков участвует в освобождении Крыма от немецко-фашистских захватчиков. В боях за Сиваш, Джанкой, Севастополь, ему, командиру минометного взвода, как никогда понадобились те навыки, которым он сам обучал бойцов. И все же уберечь себя он не смог: при штурме горы «Сахарная голова» был ранен и отправлен на лечение в город Бахчисарай. За мужество и героизм, проявленные в сражениях с врагом, лейтенант Хренков был награжден орденом Красной звезды.

После лечения снова был фронт. Старшего лейтенанта Хренкова назначают заместителем командира минометной роты 118-го стрелкового полка. Он бьет врага теперь уже на территории Европы. К наградам добавилась медаль за освобождение Бухареста. Победу Николай встретил в Болгарии. Здесь же в Болгарии он встретил и «свою Машу».

 В браке супруги проживут счастливых 42 года. У семейной пары родятся две дочери: Наталья и Надежда. Николай Константинович и Мария Семеновна не искали легких путей, добросовестно трудились на благо Лоевщины.

Годы войны не прошли для супругов Хренковых бесследно. В декабре 1987 года Н.К. Хренкова не стало, в ноябре 1999 ушла из жизни и его супруга Мария Семеновна. Дочери навещают родительские могилы, а в повседневной жизни за ними ухаживает Надежда Сергеевна Гончаренко, которую с семьей Хренковых связывала крепкая дружба. Надежда Сергеевна является членом районного Совета старейшин. Именно она предложила в преддверии Дня Победы напомнить лоевчанам старшего поколения и поведать молодым о чете Хренковых, внесших свой вклад в победу над врагом и в возрождение Лоевщины.

Время неумолимо движется вперед, поглощая всё на своём пути, и только память неподвластна времени. Мы живем, пока помним.

Римма Стадникова.

 

Instagram
Telegram
VK
VK
OK