Продолжаем публикацию воспоминаний очевидцев Великой Отечественной войны.

Глаза ветерана как сплав доброты

Весна. С каждым днем солнышко поднимается все выше, и ничто не может омрачить юбилейную дату Великой Победы. Удивительно, но ведь многие даже не задумываются о том, что пережили наши дедушки и бабушки в суровые сороковые, сколько верст преодолели, чтобы мы сегодня радостно встречали каждое утро, восхищались красотой первоцветов, умилялись невинным детским улыбкам. И всё это — благодаря простым советским солдатам…
К ветеранам Великой Отечественной войны у меня особое, трепетное отношение, ведь любое их слово — это история, священная память. Поэтому, переступая порог дома бывшего фронтовика Михаила Петровича Петрова (на снимке), который живёт в агрогородке Уборок, я изрядно волновалась, ведь наша мирная беседа заставит его вновь ощутить пыль фронтовых дорог, пережить боль потерь, услышать свист пуль, прочувствовать все ужасы и потрясения. Воспоминания черно-белой лентой старого кинофильма отмотают назад все дороги, которые прошел юный защитник, освобождая родную землю от фашистского ига… Но, к моему удивлению, ветеран войны как настоящий боец собрав волю в кулак отвечал на все вопросы, рассказывал так, словно события происходили совсем недавно…
Родился Михаил Петрович в 1926 году далеко от белорусских мест в Чувашии. Он был старшим из 9 детей, не чурался никакой крестьянской работы, являясь первым и надежным помощником родителям, которые прочили сыну великое будущее. Ведь в школе он внимал каждому слову наставников, с великим усердием и быстро постигал азы наук. Мечтал стать учителем, но все планы в одночасье перечеркнула война. Проводив отца на фронт, юноша на правах старшего взял на себя ответственность за всю семью, только вот спокойно ждать, пока где-то льется кровь, он не мог, мысленно по ночам сражался с врагом, спасая от пожарищ милые сердцу города и села. В чувашской деревне в сентябре 43-го дети прилежно сидели за партами. А Михаил, как только ему исполнилось 17 лет, сразу отправился на призывной пункт в военкомат. Как же завидовали его одноклассники, когда директор школы крепко сжимал ему руку. Гордость в тот момент переполняла душу, ведь провожали его все односельчане. И только материнские причитания тревожной тенью бередили душу, а на щеках так незаметно появлялись крадущиеся непрошеные слезинки. Кто может устоять перед отчаянием мамы, обнимающей маленького, худенького, щупленького семнадцатилетнего сына-солдата.
А он рвался на фронт, чтобы успеть внести свою лепту в Великую Победу. В городе Барыш курсант Петров прошел обучение в 27-м автоучебном полку, получил водительское удостоверение и мечтал поскорее попасть на фронт, чтобы доставлять боеприпасы на поле сражений. В Москве, получив новую машину, представлял себя на передовой. Но болезнь Боткина предательским образом приковала юношу к больничной койке. Только в июне 1944 года рядового Михаила Петрова зачислили автоматчиком в 128-й стрелковый полк 110-й воздушно-десантной стрелковой дивизии. Бойцу вручили пулемет-пистолет Шпагина, с которым он не расставался до конца войны. Боевое крещение состоялось под Оршей. Потом его полк прошел с боями через Белоруссию (Минскую и Гродненскую области), Белосток, затем была территория Польши и, наконец, логово фашистов — Восточная Пруссия.
Немного помолчав, ветеран рассказал, что сражался с врагом с особой ненавистью и неприязнью, хотя желания убивать никогда не было. Это страшно. И только однажды он увидел лицо немецкого солдата, державшего в руках белую тряпицу. Его глаза Михаил Петрович не может забыть до сих пор. Он, наверное, тоже хотел выжить, но приказы командира не обсуждаются, да еще и на войне. Они беспрекословно выполняются. Не дожидаясь выстрела в упор, Петров нажал на курок. Все вроде правильно, но вот сомнения до сих пор терзают душу дедушки. А сын ветерана, Петр Михайлович, чувствуя тревогу отца, подсел к нему поближе и поспешил рассказать другую историю, когда рядовой Петров, проявив мужество и юношескую дерзость, спас жизнь командира взвода. Молодой лейтенант оказался в воронке от снаряда, а там — фашист, направляющий дуло своего автомата прямо ему в грудь. В этот момент Михаил вскочил на бруствер и с ярым криком бросился в сторону врага. Считаные секунды. Секунды отчаяния. Спасенная жизнь. Интересно то, признался ветеран, что в такие минуты человек не испытывает ни страха, ни боли, он просто рвется на помощь товарищу. А ведь эти мгновения во время кровопролитных боев дорогого стоят.
Верный и испытанный друг ППШ всегда выручал солдата, но все же однажды не уберег. 21 апреля 1945 года боец получил ранение в битве за город Хайлигенбаль, потом долго лечился в Инстенбурге, где и встретил долгожданную Победу.
«Как же мы радовались 9 мая! В госпитале лежал обгоревший танкист, который не мог двигаться, и любое прикосновение причиняло ему дикую боль. Но тогда он кричал от счастья, просил, чтобы его подняли, ведь за победу пьют стоя. Этого нельзя забыть!» — признался Михаил Петрович.
Интересной была жизнь нашего земляка. Хотя родился он в Чувашии, прошел тысячи километров, освобождая Родину от фашистской нечисти. А свою спутницу жизни встретил в Калининграде, куда приехала на заработки скромная девушка из белорусской глубинки. От судьбы не убежишь, и Михаил Петрович ради любимой переехал в белорусскую деревеньку Бывальки, где прошли его лучшие годы.
К ордену Отечественной войны, медалям «За отвагу» и «Победу над Германией» солдат добавил и трудовые награды — «Ветеран труда», «Отличник потребкооперации СССР». Он награжден также многочисленными юбилейными наградами.
Как настоящий мужчина он построил дом, посадил много деревьев, вырастил достойных детей: двух сыновей и дочь. Здоровье подкосилось, когда мужчина похоронил жену. Перенеся тяжелое заболевание, пришлось ветерану войны переехать к сыну в аг. Уборок. За ним ухаживают родные, берегут дедушку внуки и правнуки. А он живет воспоминаниями, не читает нотаций молодежи, понимает и просто радуется их успехам. Ведь в свое время сын сделал очень многое для Лоевского района, а мечты юного Петрова стать учителем воплотили в жизнь родные и внуки. Его ноги, помнящие ухабины и пыль фронтовых дорог, дрожащие у могил боевых товарищей, сегодня подводят бойца. Но ради детей дедушка борется за жизнь.
Я с нескрываемым уважением смотрела на человека-легенду, вынесшего столько испытаний, выжившего ради нас. В 94 года он, не пряча слез, рассказывает о военных событиях, словно читает книгу, вспоминает имена товарищей, будто расстался с ними вчера. Сколько доброты в его глазах… Описать это просто невозможно. Я преклоняюсь перед ним, искренне желаю этому человеку здоровья, крепости духа, достойно встретить юбилейную дату Великой Победы. Спасибо Вам за жизненный подвиг! Низкий поклон от подрастающего поколения…

 

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK