На всё промысел Божий

Путь к храму

На самой главной церковной службе — литургии — православные верующие постоянно слышат пение священных слов: «Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради». О тех, к кому можно отнести слова упомянутого антифона, хочется рассказать тебе, читатель газеты. На этот раз речь пойдет о Христовом воине, служителе Церкви, чьё житие и подвижницкие труды пришлись на конец ХIХ-начало ХХ веков. Архиепископ Лука пришел в мир сей как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Родился в 1877 году, в семье аптекаря, в Керчи. Отрок Валентин обладал способностями к рисованию. Поэтому он закончил гимназию и рисовальную школу.
Молодой Войно-Ясенецкий собирался поступать в Петербургскую Академию художеств, но после размышлений о дальнейшем жизненном пути решил заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей». И он выбирает медицину. Закончил медицинский факультет Киевского университета. Во время русско-японской войны молодой медик заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного Креста Читы. В 1916 году получает учёную степень доктора хирургии. Его диссертацию «Регистрационная анестезия» высоко оценили специалисты-медики.
С 1917 года Войно-Ясенецкий работает хирургом в больнице Ташкента. После смерти жены, оставившей его с четырьмя детьми, он возглавляет кафедру хирургии в университете, в то же время активно участвует в церковной жизни.
В 1920 году доклад Валентина Феликсовича о современном положении в Ташкентской епархии получает высокую оценку местного епископа Иннокентия. «Доктор, вам надо быть священником», — сказал владыка. «У меня не было и мыслей о священстве, — вспоминал Войно-Ясенецкий, став владыкой Лукой, — но слова Преосвященного Иннокентия я принял, как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» В 1921 году Валентин Феликсович рукополагается в диаконы, а затем и во иереи. На отца Валентина были возложены обязанности проповедовать в Ташкентском соборе. Находясь в священницком сане, Войно-Ясенецкий не перестаёт оперировать и читать лекции.
Знание тонкостей хирургии, профессиональная интуиция помогают Войно-Ясенецкому в 1921 году публично выступить на суде в качестве эксперта-хирурга и справедливо защитить обвиняемого в профессиональной безграмотности известного врача Ситковского и персонал его клиники. На данном суде в качестве общественного обвинителя был сам глава ЧК латыш Петерс. Войно-Ясенецкий разгромляет выступление Петерса, представляя его круглым невеждой в медицине. «Дело врачей» позорно провалилось. По общему мнению, спасла подсудимого речь священника-хирурга Войно-Ясенецкого.
В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг. Епископ Ухтомский первосвященный Андрей хотел дать ему при постриге имя целителя Пантилеймона, но, услышав на службе его проповедь, останавливается на имени апостола Евангелиста, врача и художника Святого Луки. В этом же году отец Лука тайно посвящен в епископа.
10 июня 1923 года епископ Туркестанский Лука был арестован как сторонник Партиарха Тихона. В тюрьме Ташкентского ГПУ владыка Лука завершает работу над своим знаменитым трудом «Очерки гнойной хирургии». В августе этого же года его отправляют в Московское ГПУ.
По разрешению ЧК в Москве Владыка живет на частной квартире. Служит с Патриархом Тихоном литургию в храме в Кадашах. Святейший подтверждает право Владыки заниматься хирургией.
В Москве епископа Луку снова арестовывают и отправляют в ссылку на Енисей. Нечеловеческие страдания по пути в Сибирь Владыка с Божьей помощью переносит стойко.
В Енисейске пришлось служить на квартире. Оставшиеся открытыми церкви тогда принадлежали «живоцерковникам». И тут священнику-хирургу разрешают оперировать.
В начале 1924 года, как свидетельствует местная жительница, владыка Лука успешно пересадил почки теленка умирающему мужчине.
После окончания ссылки Владыка снова едет в Ташкент. Но 6 мая 1930 года его опять арестовывают, и после тюремного заключения была очередная ссылка — на 3 года в Архангельск. И тут неутолимый труженик продолжает трудиться и в медицине, и в церкви.
Весной 1934 года владыка Лука посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан. Тут он оперирует и читает лекции. Здесь же он заболевает лихорадкой папатичи и после неудачной операции слепнет на один глаз. Однако продолжает упорно трудиться.
13 декабря 1937 года — снова арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна) с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), но настойчиво сопротивляется и не идет на сделку с чекистами. И снова высылка в Сибирь. Во время Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 года, владыку Луку доставляют в Красноярск для работы в местном эвакопункте, куда привозили раненых. В 1943-м Преосвященный Лука становится архиереем Красноярским. Через год он уже архиерей Тамбовский и Мичуринский. Там он продолжает медицинскую работу: заботится о функционировании 150 госпиталей.
В 1946 году архиерей Лука удостаивается звания «Лауреат Сталинской премии I ступени». Его новые научные труды и разработки по методике лечения гнойных заболеваний и ранений спасли не одну жизнь раненым советским солдатам.
В 1946 году Преосвященный Лука, несмотря на нежелание паствы, становится архиереем Крымским и Симферопольским. Прогрессирование болезни глаз приводит его к полной слепоте. Однако и в таком состоянии истинный Христов воин совершает Божественные службы. «Он входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть божественные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил прогнозные проповеди. Ослепший архипастырь продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимал больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.
Скончался святитель Лука 11 июня 1961 года в День Всех святых в земле Российской просиявших. 18 марта 1996 года были обретены его останки и установлены в кафедральном соборе Симферополя.
Имя священноисповедника Луки внесено в Сбор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Житие и подвижницкие подвиги святого Луки убеждают нас, что всё можно сделать, вынести, претерпеть, если на то воля Господня.


Н. Шахницкая, православная миссионерка.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK