ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ РАСТУТ

Интервью в номер


Одним из важнейших слагаемых прибыльного производства в сельскохозяйственной отрасли всегда было и остается качество получаемой продукции. Высокие требования к нему предъявляются на самых разных уровнях — переработчиками и потребителями, в пределах страны-производителя и государств, экспортирующих те или иные виды сельхозпродукции. И это понятно — деньги охотно платят лишь за высококачественный товар. Потому и контроль здесь налажен самый жесткий, а предприятиям-производителям не остается ничего другого, как соответствовать выдвигаемым требованиям. Другого пути на рынки сбыта сегодня нет. И не будет.
Как известно, здоровая корова даёт только высококачественное молоко — несортовым его делают сами люди, в «предприимчивых» или просто бесхозяйственных руках которых «рождаются» такие «достоинства» доставляемой на переработку продукции как низкая жирность и плотность, кислотность, механическое загрязнение, бактериальное обсеменение. Еще совсем недавно наличие или отсутствие именно этих параметров определяло качество продукции. А в последнее время к их числу добавился еще один, не менее важный — выявление в молоке так называемых ингибирующих веществ, к числу которых относятся и антибиотики.
Это стало еще одной причиной низкосортности и даже возврата продукции производителям. В чем же кроется корень этого зла, и как избежать попадания нежелательных веществ в продукцию животноводства? За ответами на эти и другие вопросы, волнующие сегодня как работников сельхозпредприятий, так и молокосдатчиков частного сектора, мы обратились к исполняющему обязанности главного ветеринарного врача района Д. В. ПОЗНЯКУ.


— Дмитрий Васильевич, прежде всего хотелось бы узнать о том, в результате каких конкретно ошибок, допускаемых животноводами, ингибирующие вещества попадают в молоко?


— Путей несколько, и все они, как вы точно подметили, связаны именно с ошибками и несоблюдением требований технологии. Это и нарушения при лечении, вакцинации и обработке поголовья лекарственными препаратами, и скармливание скоту кормов, пораженных микотоксинами, в результате чего в организмах животных накапливается левомицетин, и введение в рацион силоса, сенажа, зернофуража, шрота, жмыха, кормовых добавок, содержащих антибиотики. Не менее распространенной причиной является попадание в молоко моющих и дезинфицирующих средств через доильное оборудование, а также не на должном уровне организованная работа по борьбе со скрытыми маститами, что является причиной высокого содержания соматических клеток в производимой продукции и пр. Всё это — недоработки, которые необходимо искоренять. В противном случае о высшем сорте можно забыть.


— Принятие каких именно мер позволит удержать позиции по качеству молока на должном уровне?


— Главная наша задача на сегодняшний день — надежно перекрыть названные выше пути попадания ингибирующих веществ в продукцию. Добиться этого возможно лишь при неукоснительном соблюдении ряда условий. И что важно — одновременно по всем направлениям. Качество кормов. Микотоксинами, как правило, бывают поражены те корма, которые заготавливались без консервантов, с нарушением технологических требований и сроков заготовки, из некачественно просушенного зерна и пр. Не меньшее значение имеет и целостность плёночного покрытия сенажных и силосных ёмкостей, а также полиэтиленовых рукавов для хранения плющенного зерна. Такие корма запрещается скармливать молодняку, дойным коровам и быкам на заключительном откорме. Вводить их в рацион вышеперечисленным группам животных (при незначительной загрязненности микотоксинами) можно лишь при условии применения нейтрализаторов.
Содержание в молоке остатков моющих и дезинфицирующих средств. Единственная причина этого нарушения кроется в недобросовестности персонала, обслуживающего доильное и холодильное оборудование. Инструкция по применению этих средств есть у каждого слесаря, соблюдение её требований гарантированно исключит загрязнение этими веществами молока, к тому же для любого из хозяйств не составит особых трудностей приобрести лакмусовую бумагу и научить ответственных за оборудование работников пользоваться ею.
Гораздо сложнее проконтролировать содержание в продукции соматических клеток. На глаз их количество не определишь, единственный выход — закупить приборы типа «Саматос» и др. Не менее важно иметь, хотя бы один на хозяйство, и прибор, предназначенный для определения остатка ингибирующих веществ в молоке («Бетостар» и др.) . Их использование позволит постоянно контролировать качество продукции, своевременно определять источники и причины возникающих сбоев.
Особый разговор — о работе с больными животными. Да, их нужно лечить, от этого мы никуда не денемся, ведь в противном случае это грозит потерями поголовья. И всё же делать это необходимо не в ущерб качеству молока. Тем более, что выход есть и из этой ситуации, и он неотрывно связан с хорошо известными всем требованиями технологии. Думаю, каждый уважающий себя ветврач знает о том, что вакцинации и обработки коров дойного стада, равно как и лечение скрытых маститов, следует проводить именно в период сухостоя. Необходимо также ежедневно осматривать животных, если выявлены больные — отделять их и лечить, а полученную от них продукцию после кипячения или стерилизации скармливать молодняку. В случае, если молоко имеет явные признаки мастита, его следует утилизировать с составлением всех необходимых документов.
В частном секторе этих проблем, конечно же, меньше. Имея одну или две коровы, легче проследить и за состоянием их здоровья, и уход обеспечить на хорошем уровне, и лечение. Куда сложнее обстоят дела на фермах, где поголовье исчисляется десятками и сотнями особей. Одним из выходов организованного решения проблемы является мечение скота с помощью специальных пластмассовых ремешков-меток, а также предназначенных для этих целей карандашей или аэрозольных баллончиков с краской. Делается это для того, чтобы обозначить больной скот и животных, уже прошедших курс лечения, но находящихся ещё в стадии выведения лекарственных средств из организма. В этот период во избежание попадания ингибирующих веществ в молоко и мясо, что делает их непригодными для употребления в пищу, категорически запрещаюется убой скота и реализация такой продукции государству.


— Дмитрий Васильевич, специалисты об этом, конечно же, знают, но напомните, пожалуйста, нашим читателям, которые являются молокосдатчиками, насколько продолжительным может быть период выведения лекарственных средств из организма животных. Хотя бы по наиболее распространенным в ветеринарии медицинским препаратам.


— Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, ведь у каждого препарата — свои свойства. Например, пенициллин выводится из организма животных в течение семи дней, а вот пролонгированные антибиотики длительного срока действия (наподобие кабактана, окситетрациклина и пр.) — лишь спустя 21 день, а иногда и более. В течение всего этого времени необходимо воздержаться от употребления в пищу и, конечно же, сдачи государству или реализации на рынке молока и мяса от проходящих или только что прошедших курс лечения животных.
Вообще, о требованиях к качеству продукции можно говорить много и долго. Однако вывод из всего лишь один: чтобы добиться высоких результатов, надо планомерно и целенаправленно контролировать «добросовестность» молокосдатчиков, а также работать над устранением недостатков, имеющихся на наших фермах и комплексах. Где-то сломался или недостаточно эффективно работает холодильник, где-то вакуум слабый, где-то не домыли молокопровод или посуду, не подмыли корову хорошенько, не сдоили первые струйки молока, в конце концов, не процедили его как следует. Даже попадание в общую ёмкость молозива или маститного молока отрицательно сказываются на качестве. А всё это не что иное, как результат бесхозяйственности, бесконтрольности, равнодушия, места которым, если только мы рассчитываем на получение высококачественной продукции, быть не должно.


Беседовала Ольга КОЛЕДЕНКО.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK